Задержка с закрытием счетов и возвратом средств в банках доходит до 6 месяцев. Между тем по закону на процедуры отводится 7 дней, но у финансовых организаций есть право на проверку операций.
Таким образом своих денег можно дожидаться подолгу, отмечают «Известия» со ссылкой на выводы аналитиков.
Эксперт ассоциации развития финансовой грамотности (АРФГ) Наталья Архипова пояснила, что закрыть счет – единственный вариант вернуть себе средства при длительной заморозке. И проблем стало больше после того, как на банки возложили обязанность пресекать любое сомнительное действие.
В самых тяжелых случаях, когда обороты капиталов большие, а документов и контрагентов много, время ожидания растягивается и до года.
Вам может быть интересно:
• Граждан призвали снять наличные с карт
• Заявлено об исчезновении сразу восьми профессий
• Названо количество переводов, из-за которых заблокируют карту
• Путин заявил о существовавшей возможности раскола России
Хотя банки действуют не по произволу, а по закону, они не упускают и свой интерес. Во-первых, перестраховка: если сомнительная операция пройдет, все похищенные средства придется возмещать целиком за свой счет. Во-вторых, задержка – один из способов сохранить клиентскую базу, особенно когда владельцы счетов числятся еще и заемщиками или вкладчиками. В-третьих, движение средств между счетами приносит значительную выгоду.
Плюс к тому есть и объективная причина для затяжного ожидания. Как пояснили в ЦБ, по картам переводы совершаются молниеносно, но фактические расчеты отстают по времени. Пока алгоритм не отметит полное завершение процесса, счет должен оставаться открытым.
Тем не менее подавляющее большинство отсрочек вызвано все же объемом проверок, утверждают в АРФГ. Активность мошенников повысилась, поэтому поток подлежащих надзору операций вырос, пояснил руководитель ИБ-направления «Телеком биржи» Александр Блезнеков.
Но сколь бы законны ни были основания для замедления, из-за него страдают в первую очередь добросовестные клиенты. Оказавшись в рядах подозреваемых по формальным признакам, они вынуждены доказывать, что не имеют никакого отношения к дропперству (содействие аферистам в обналичивании похищенных средств). Скорость закрытия счета зависит только от оперативности реагирования на уведомление о блокировке.
Но банки на чистом доверии не работают. Одна справка не убедит сотрудников, что они имеют дело не с подставным лицом. Подать жалобу – также полумера: аферисты действуют на опережение и первым делом сообщают о заморозке во все возможные инстанции. Об этом хорошо знают в ЦБ, регулятор уже скорректировал прежние рекомендации.
Для защиты своих прав нужно сначала подать заявление о закрытии счета со ссылкой на требование о 7-дневном сроке разблокировки, советует аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.
Если это помогло, копию письма следует отправить в ЦБ или Росфинмониторинг. При отсутствии результата остается идти в суд с иском о расторжении договора на открытие счета и взыскании убытков.