Продукты про запас: россияне стали иначе тратить деньги

Траты россиян изменились
касса терминал Финансы

Россияне стали тратить деньги чаще и платить за покупки больше. Такой вывод сделали специалисты «СберАналитики» по итогам исследования оборотов гипермаркетов и онлайн-площадок за первое полугодие 2025-го.

Выборка по 111 млн покупателей показала увеличение среднего чека на 10% (до 556 рублей) в сравнении с тем, что был в 2024-м, и рост объема оплат на 4%, сообщают «Известия».

Повышение обнаружено на всех уровнях: в гипермаркетах – до 1 474 рублей (+7,5%), в супермаркетах – до 807 (+9%), в дискаунтерах – до 666 (+9,4%), в онлайн-торговле – до 1 150 (+8%). Лидерами стали Приволжский, Дальневосточный и Сибирский федеральные округа (+ 13%, или 976 рублей, +12,5%, или 1 219, и +12%, до 960 рублей соответственно), а самый высокий чек удерживает Москва (1 315 рублей).

По словам старшего преподавателя департамента маркетинга Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Александра Лебедева, примерно половина продаж приходится на группу продовольственных товаров. Помимо роста цен, влияние оказывает модель потребительского поведения: редкие, но значительные закупки продуктов про запас уходят из практики. На смену им пришли ситуативные траты, что обусловлено расширением сетей «магазинов у дома» и сервисов доставки.

Кроме того, подросла продовольственная инфляция – к лету 2025 года она дошла до 12,4%, в то время как зимой-весной была 11,8%. Дополнительным фактором стал рост доходов, указал директор группы корпоративных рейтингов АКРА Антон Гейзе. В конечном счете динамика соответствует годовому темпу общей инфляции.

Повышение оборотов дискаунтеров (магазинов с простой выкладкой на палетах и низкими ценами) вызвано притоком покупателей в первую очередь из малообеспеченных групп.


По оценке агентства Nielsen, в такие торговые точки люди наведываются по 5 раз в месяц. Доля дискаунтеров в продажах плавно растет: если сейчас на них приходится 5,31%, то к концу года, по прогнозам станет 5,9%.

Помимо возможности сэкономить, магазины низшей ценовой категории привлекают обилием торговых точек. Прежде их можно было найти только в промзонах, но теперь они размещаются практически в пешей доступности от жилых домов и рынков. Поменялось и восприятие: раньше считалось, что дискаунтеры – для бедных, однако сейчас туда ходят и вполне обеспеченные люди.

Свое влияние на рынке расширяет также сегмент доставки. На данный момент средний чек здесь – около 1 535 рублей (+2% относительно прошлого года). К декабрю, предположительно, обороты вырастут до 1,6 трлн рублей (+36%). Чаще всего сервисами пользуются жители Москвы, Петербурга и прочих мегаполисов, где чек доходит до 1 700 рублей, но и для периферии это уже не диковина.

«Все больше магазинов будут предлагать онлайн-доставку. Ритейлеры под запрос будут наращивать больше позиций в разделе «Готовая еда» – на это есть запрос, особенно в городах-миллионниках. В-третьих, поведенческий фактор: попробовав хотя бы раз и оценив преимущества доставки продуктов на дом, ее заказ становится привычкой», – отметила управляющий партнер аналитического агентства «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева.

На динамике положительно скажется также управление остатками, применяемое магазинами в виде, например, скидок на скоропортящиеся продукты при заказе ночью на утро. Покупатели в итоге получают необходимое, не слишком тратясь, а торговым точкам удается не допустить образования просрочки, избегая таким образом убытков.

Оцените статью
PNZ.RU