В России начались блокировки транзакций клиентов между их собственными счетами. Уже 6 крупнейших банков ввели этот механизм в практику, ссылаясь на борьбу с подозрительными переводами.
Причем операции отклоняются даже при подтверждении согласия в мобильном приложении – такая проблема обнаружилась, например, в Красноярском крае. В Хабаровске и Нижнем Новгороде тоже приостановили перевод с отметкой об инициировании проверки.
Стандартным решением вопроса считается либо вызов оператора, либо личная явка в офис, но тогда приходится ждать по несколько дней, что особенно плохо, когда речь идет о платежах по кредиту. Случаются и сбои технического плана, например не срабатывает кнопка, подтверждающая закрытие счета. В этом случае клиент теряет доход, если хочет переместить средства на другой счет, с более выгодными условиями.
Вам может быть интересно:
• Снимать наличные придется по новым правилам
• Раскрыт новый способ взыскивания долгов приставами
• Почему у пенсионеров с меньшим стажем выше пенсия
• Путин заявил о существовавшей возможности раскола России
«Практика закрытия вкладов только в отделении банка, сложности с выдачей наличных, проверки, технические сбои в приложениях фиксировались и раньше. С июля прошлого года вступили в силу новые нормы по противодействию финансовому мошенничеству, и это позволило банкам приостанавливать подозрительные переводы по дополнительному набору причин. Это распространяется и на переводы самому себе», – констатировала в интервью «Российской газете» аналитик сервиса «Банки.ру» Эряния Бочкина.
По закону банки должны замораживать на 2 дня или совсем отклонять операции с признаками подозрительных, а перевод возможен только после подтверждения клиентом или при повторном запросе.
Исключение – присутствие данных получателя в отдельной базе ЦБ, своеобразном черном списке, составленном в том числе и по сведениям МВД. Здесь блокировка будет однозначной, и при согласии клиента банк ответственность с себя снимает. В противном случае ущерб придется компенсировать из собственных резервов.
«Банки обязаны проверять переводы на мошеннические признаки, которые определены ЦБ РФ. Чаще всего в случае принятия решения в отказе операции банки уведомляют об этом клиентов и просят предоставить заявление и документы, подтверждающие источник происхождения денежных средств. Это позволяет обеспечить защиту клиентов от мошенников и сохранность денежных средств», – пояснила директор розничных продуктов «ДОМ.РФ» Дарья Морозова.
Эти правила относятся и к переводам между разными счетами, открытыми на одно и то же лицо. Они могут быть сочтены подозрительными из-за совпадения по некоторым признакам, например, при слишком большой по сравнению с обычными сумме или чересчур коротким сроком между закрытием одного депозита и отправлением денег на другой. В реальности поведение жертв мошенников таким и бывает.
Но реестр ЦБ для переводов самому себе неприменим: приостановка действует только до получения согласия или повтора. Однако временную блокировку некоторые банки могут использовать как препятствие для вывода средств, чтобы удержать владельца счета в рядах своих клиентов на фоне растущей конкуренции. Это может негативно сказаться на репутации, поэтому за главный мотив счесть сложно.
Эряния Бочкина порекомендовала в случае блокировки сразу связаться с банком, чтобы узнать причину и получить инструкцию касательно дальнейших шагов. Если решение вопроса провисает, следует отзыв на платформе «Банки.ру» и сообщить в ЦБ. Но пару дней все-таки придется подождать.