Банки сокращают лимиты по кредитным картам, в ряде случаев сводя их до нуля. Таким образом они избавляются от клиентов, пользующихся «пластиком» исключительно в пределах беспроцентного периода (грейса).
Деньги лежат на счетах, но отчислений с них финансовая организация не получает, тем самым сокращаются резервы. Лимиты срезают даже системно значимые банки, занимающие прочные позиции на рынке.
«В разделе отзывов на сайте мы также наблюдаем рост числа сообщений от пользователей, жалующихся на снижение лимитов и блокировку кредитных карт. Банки объясняют такие действия стремлением защитить качество кредитного портфеля, однако для клиентов подобные меры часто оказываются неожиданными и вызывают негативную реакцию», – прокомментировала директор департамента коммуникационной политики платформы «Выберу.ру» Анна Романенко.
В разряд неблагонадежных всегда попадали заемщики с просрочками, нуждающиеся в кредитных каникулах и вносящие платежи с нарушением графика.
Им для сокращения убытков ограничивают доступ к средствам. Теперь негатив направлен и на тех, кто успевает расплатиться в течение грейс-периода.
Вам может быть интересно:
• Россиян предупредили о блокировке переводов от 5 тысяч на карту с июня
• Химик предупредил об опасной ошибке при мытье окон
• Юрист: даже рабочую газовую плиту придется менять на новую
• Путин заявил о существовавшей возможности раскола России
Если подсчитать всех высокорисковых клиентов, получается, что банки теряют на них слишком много. С учетом высокой ключевой ставки, о понижении которой ЦБ пока речь не ведет, баланс стремится к минусовому.
В то же время у заемщиков в грейс-периоде создается запас средств, которые можно отправить на депозит в том же банке. Выходит, что они пользуются выданными средствами бесплатно и при этом получают прибыль в виде процентов по вкладам и накопительным счетам, а банки тратят свои ресурсы в двух направлениях.
«Собственно, против этого и пытаются бороться кредитные организации. Здесь для банка важно соблюсти баланс между сохранением клиентской базы и доходностью. При ключевой ставке в 21% и низких объемах выдач кредитов навес клиентов оказывается нерентабельным», – пояснила доцент кафедры мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Г. В. Плеханова Татьяна Белянчикова.
Способов подправить положение у финансовых организаций немного. Условия договоров не нарушаются, значит, изменить их в одностороннем порядке они не могут. Поэтому еще один путь – уменьшение предложений по кешбэкам, сужение льготных периодов и отказ от бесплатных сервисов.
Прежде издержки по ним покрывались доходами от кредитования, и банки могли позволить себе быть щедрыми, привлекая новых заемщиков. Теперь такая стратегия неэффективна – выдачи все равно проседают. Новые условия обслуживания становятся своего рода фильтром, через который проходят только клиенты со стабильной платежеспособностью.
Советуем прочитать:
• Теперь можно без счетчиков — платежи за коммуналку будут рассчитывать иначе
• Заплатите крупный штраф, никто не спросит: у дачников появились новые обязанности
• После получения зарплаты или пенсии нужно снять часть денег с карты
• Ипотека себя исчерпала: квартиры станут выдавать на предприятиях