Гражданам, ухаживающими за некоторыми категориями россиян, предложили назначить выплаты в новом размере — не менее минимального размера оплаты труда. С 1 января 2024 года это 19 242 рубля в месяц.
Законопроект, направленный на установление справедливых выплат лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, был внесен в нижнюю палату парламента еще в конце 2023 года.
Авторы изменений в законодательство считают, что нынешняя система поощрения осуществляющих уход за близкими родственниками – инвалидами или пенсионерами, не выдерживает критики.
Вам может быть интересно:
• Купившие жилье в ипотеку возвращают по 910 тысяч рублей
• Названы три худшие породы собак для домашнего содержания
• Рассчитан размер вклада, который не будет облагаться налогом в 2025 году
• Стало известно, когда НАТО начнет прямую войну с Россией
«В качестве компенсации утраченного заработка для неработающих трудоспособных родителей (усыновителей) или опекунов (попечителей), осуществляющих уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, ежемесячная выплата установлена в размере 10 000 рублей, для других лиц — лишь в размере 1 200 рублей, а для неработающих трудоспособных лиц, осуществляющих уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, ежемесячная выплата составляет также лишь 1 200 рублей», — сказано в пояснительной записке к законопроекту.
Разработчики документа отмечают, что индексация таких выплат не предусмотрена. Кроме того, размер пособия по уходу вызывает «серьезное социальное напряжение, чувство обиды и несправедливости».
Ухаживающий человек лишен возможности работать или получать пенсию, а его труд государство оценивает мизерной суммой. Депутаты подчеркивают, что уход за инвалидом I группы по сложности не отличается от ухода за инвалидом с детства I группы, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.
«Внедряемая в ряде пилотных регионов система долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами не решит в полной мере проблему ухода за указанными категориями граждан. Объем социального пакета долговременного ухода, предоставляемого бесплатно в форме социального обслуживания на дому, составляет максимально 28 часов в неделю или 4 часа в день даже для самых тяжелых случаев. Остальные 20 часов за лежачим больным должен будет ухаживать родственник», — отмечается в пояснениях к документу.
Авторы законопроекта предлагают внести ряд изменений, решив давно назревшую проблему установления справедливого размера выплаты по уходу, позволяющего лицу, осуществляющему его, выйти из глубокой нищеты и чувствовать себя достойно:
— в перечень лиц, компенсацию за уход за которыми следует повысить, включить детей-инвалидов, инвалидов с детства I группы, инвалидов I группы, нуждающихся в постороннем уходе престарелых и всех лиц старше 75 лет;
— установить размер такой выплаты на уровне МРОТ;
— для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями, дополнительно применять повышающий районный коэффициент;
— выплату в адрес лица, осуществляющего уход, производить за каждого нетрудоспособного гражданина;
— зачислять компенсацию на счет инвалида вместе с его пенсией.
В комитете Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов изучили предложенный законопроект. В заключении авторам предложили исправить недостатки терминологического характера. В целом в комитете нет возражений по предложенным изменениям в законодательство.
«Учитывая положение части 8 статьи 1 законопроекта о финансировании расходов за счет средств федерального бюджета, сообщаем, что выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в решение о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в решение о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета (статья 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации)», — сказано в заключении.