Лимиты по продуктам: россиянам рассказали об изменениях в магазинах

Магазин человек продукты тележка газировка минералка Законы

Термин шринкфляция знаком уже практически всем россиянам. Это экономическое явление, при котором производители уменьшают объем или вес товара, оставляя цену прежней или незначительно ее повышая. 

По сути, покупатель получает меньше продукта за те же деньги, что приводит к скрытому росту цен. Но человек не сразу замечает, в чем подвох.

«Чтобы открыто повышать цены, что может вызвать недовольство покупателей и снижение спроса, производители предпочитают уменьшить объем или вес товара, маскируя реальное повышение цены», — рассказал в интервью порталу PNZ.RU экономист Герман Ткаченко.

В России шринкфляция получила широкое распространение после 2008 года, особенно в периоды экономической нестабильности и высокой инфляции. В условиях кризиса и ухода от убытков, производители стали чаще прибегать к такому методу, чтобы сохранить свою прибыль и видимость стабильных цен для потребителей.

Самые простые примеры шринкфляции можно встретить в продуктовых магазинах, продолжил экономист.

«Уменьшение веса сметаны, сливочного масла, объема молока в бутылке, напитков, конфет и так далее. Все это и есть шринкфляция. Вы получаете меньше продукта, а платите почти столько же, как и раньше. Было 200 граммов, стало 180 граммов. Был 1 литр, стало 0,9 литра. Достигается это за счет едва заметного уменьшения размера упаковки», — объяснил экономист.

При этом покупатели чувствуют себя обманутыми, замечая уменьшение размеров и веса товаров, считая это нечестным способом повышения цен.

В Государственной думе РФ предложили законодательно закрепить обязанность продавцов указывать на ценниках дополнительную информацию о стоимости товара за целую общепринятую единицу измерения. Документ был внесен в нижнюю палату парламента летом 2024 года, но в конце осени отклонен большинством депутатов.


«Лимиты по продуктам удалось ввести Генеральной прокуратуре РФ. Ведомство добилось внесения изменений в ГОСТ, согласно которым производители продуктов первой необходимости должны фасовать их в упаковки утвержденного в стандарте объема, а менять их запрещено», — напомнил Герман Ткаченко.

Это распространяется на производителей сливочного и подсолнечного масла, вермишели, сахара, соли, муки, риса, пшена, черного чая и иных продовольственных товаров первой необходимости. Желающие заявить об их соответствии ГОСТу обязаны использовать фиксированные значения количества товара. Например, по введенным правилам гречневая крупа подлежит фасовке по 500, 1 000, 2 000 грамм, молоко – 200, 250, 500, 1 000, 2 000 миллилитров.

«Основная проблема заключается в том, что ГОСТ не является документом обязательного использования. Для пищевой продукции необходимо соблюдать требования технического регламента Таможенного союза. А все ТУ и ГОСТы, используемые при изготовлении, дело добровольное», — сообщил экономист.

Ткаченко привел пример, что если на упаковке продукта указывается, что он изготовлен по ГОСТ, то покупатель должен понимать, что упаковка соответствует установленным нормативами параметрам. Если такой пометки нет, то производитель по-прежнему может как угодно менять вес и объем товара, не учитывая установленные лимиты.

Оцените статью
PNZ.RU