В России зафиксирована новая схема мошенничества, связанная с банковскими картами. Злоумышленники представляются владельцами карт, связываются с банками и добиваются их блокировки, после чего оказывают психологическое давление на настоящих владельцев, вымогая деньги.
Как поясняют эксперты, для реализации схемы мошенникам зачастую достаточно минимальных персональных данных — фамилии, имени, отчества и даты рождения. Эти сведения могут быть получены из открытых источников или в результате утечек персональных данных.
По словам эксперта проекта НИФИ Минфина России «Моифинансы.рф» Ольги Дайнеко, преступники активно используют базы данных, сформированные из информации в социальных сетях и других источников в интернете, объединяя разрозненные сведения в единый профиль жертвы, сообщает портал «Банки.ру».
Используя полученные данные, мошенники звонят в банк и от имени клиента просят заблокировать карту, ссылаясь, например, на ее утерю или потерю телефона. В ряде случаев такого обращения достаточно, чтобы банк временно ограничил доступ к карте.
Вам может быть интересно:
• Из-за роста цен пенсионерам подготовили выплату
• Доктор Мясников обратился к россиянам словами «мозгов у вас нет»
• Правила получения пособия на погребение меняются
• Путин заявил о существовавшей возможности раскола России
После этого злоумышленники выходят на связь с владельцем карты и сообщают, что все его счета уже заблокированы. Далее они угрожают распространением проблем на родственников и знакомых, а также возможными обращениями в полицию или даже физической расправой. Под давлением таких угроз у жертвы вымогают деньги.
Существует и альтернативный вариант схемы, при котором преступникам достаточно узнать номер банковской карты. Несмотря на то что эта информация не считается конфиденциальной, ее использование позволяет злоумышленникам позвонить в банк и заявить о якобы найденной карте. После блокировки они также связываются с владельцем и приступают к вымогательству.
Эксперты отмечают, что главная задача жертвы в такой ситуации — не поддаваться панике и не выполнять указания неизвестных лиц. Чем больше информации человек сообщает мошенникам и чем дольше продолжается диалог, тем выше риск стать жертвой обмана.
Специалисты настоятельно рекомендуют не передавать посторонним пароли, коды подтверждения из СМС и push-уведомлений, а также не переводить деньги на так называемые «безопасные» счета и не переходить по подозрительным ссылкам. Также не следует перезванивать по номерам, с которых поступают угрозы, или вступать в переписку.
Если выясняется, что карта действительно заблокирована, необходимо самостоятельно связаться с банком — через официальный чат поддержки, мобильное приложение или по номеру клиентской службы. Важно уточнить причину блокировки и сообщить, что вы не инициировали ее добровольно. Ограничение может быть введено банком и по другим причинам, например из-за подозрительных операций.
Для восстановления доступа к счету может потребоваться визит в отделение банка с паспортом, хотя в некоторых случаях разблокировка возможна дистанционно. При необходимости карту можно перевыпустить — при этом номер банковского счета сохранится, а значит, менять реквизиты для получения выплат или зарплаты не потребуется.
Если в ходе общения с мошенниками были переданы конфиденциальные данные или осуществлен перевод средств, следует незамедлительно уведомить банк, указав все известные реквизиты злоумышленников и номера телефонов, с которых поступали звонки или сообщения. В случае хищения денежных средств рекомендуется обратиться в правоохранительные органы с заявлением о совершении преступления.








