Растущие расходы на заработную плату сотрудников, логистику, упаковку, сырье, обслуживание линий, дорожающие из-за повышения ключевой ставки кредиты, вынудили производителей менять закупочные цены на свой ассортимент.
В распоряжении «Ъ» оказались письма, в которых производители продуктов питания уведомляют ритейлеров о повышении в августе—сентябре 2024 года закупочных цен на 5–40%. Об этом предупредили производители кондитерских изделий Mars, Ritter Sport, «Дымка» и «Славянка», молочной продукции «Вимм-Билль-Данн», Viola, «Экомилк», Health & Nutrition (ранее Danone), «Милком», «Пискаревский молзавод» и другие.
В прошлом году в отрасли образовалось перепроизводство, из-за которого пришлось демпинговать, при этом стоимость импортных компонентов выросла. Свою роль в происходящем в 2024 году сыграли инфляция, рост ключевой ставки, дефицит кадров и проблемы технического обслуживания.
Вам может быть интересно:
• Принято решение по введению доплаты к пенсии за стаж в 30 лет
• Россиянам назвали продлевающее жизнь блюдо
• Адвокат: от дарения квартиры лучше отказаться в пользу завещания
• Стало известно, когда НАТО начнет прямую войну с Россией
В частности, компания Health & Nutrition (бывший Danone) уведомила ретейлеров об удорожании с 1 сентября на 5,3%, «Вимм-Билль-Данн» – на 7,2%. О таких же планах сообщили Viola, «Экомилк» и «Милком». При этом аналитики рынка отмечают: фактор сезонности в данном случае исключен, ситуация нетипична.
Генеральный директор Южного молочного союза Константин Синецкий указал, что в сравнении с уровнем инфляции изменения признать значительными нельзя.
«Дорожают все составляющие молочной продукции, в том числе сырье, растет себестоимость. Если объективно относиться к происходящему, посмотрите, какими темпами идет инфляция и насколько подорожала молочная продукция. Несправедливо обвинять отрасль в том, что она делает какие-то шаги, которые ухудшают положение. Наоборот, цена сдерживается до последнего и сохраняется потребительский спрос», – рассказал «Национальной службе новостей» Синецкий.
Опережающими темпами дорожает все, что содержит какао (сырки в глазури, десерты и т. д.). На стоимость компонента подействовала засуха в Западной Африке. Урожаи упали, объемы поставок вынужденно сократились, а на этом фоне стали расти цены.
У Viola, по предоставленным компанией данным, увеличились расходы не только на техобслуживание линий, но и на упаковку-пленку (+12%) и логистику (+16%).
«Милкому» дорого обходятся сахар, фруктово-ягодные добавки и закваски (+20%) и само молоко (+12%), так что здесь закупочные цены хотят повысить на 5-15%.
Пока что торговые сети занимаются проверкой обоснованности требований поставщиков. Корректировки вызваны объективными причинами, так что динамика будет не в пользу потребителей. Однако изменения произойдут не разом по всем позициям в автоматическом режиме, полагает зампред правления «Руспродсоюза» Дмитрий Леонов.
Сети неохотно и редко реагируют на действия производителей аналогичными повышениями. Конкуренция в розничной торговле высокая, так что всегда есть риск падения продаж и, соответственно, прибылей. Ритейлеры стараются играть на снижении наценки и промоакциях, выстраивают прогнозы. Если из-за повышения цены на товар он не станет пользоваться спросом, его выводят из ассортимента.