Минстрой предложил полностью перейти на электронные документы по расчету платежей за ЖКУ. По замыслу, в них будут отображаться все расходы собственника вместе с показаниями индивидуальных и общедомовых приборов учета и развернутый перечень предоставляемых услуг.
Одновременно снизятся накладные расходы на печать и рассылку бумажных документов и исчезнет комиссия расчетных центров. Такие документы начнет формировать государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ).
Эксперты уверены, что мера задумана не для экономии средств граждан, а для госконтроля за оборотом финансов в системе ЖКХ.
«Квитанции, которые приходят гражданам сейчас, содержат данные о потребленных ресурсах и графу с расходами на общедомовые нужды. В этой графе зашифрована сумма за множество предоставляемых услуг, но без конкретики. Чтобы узнать, сколько в месяц стоит, например, обслуживание лифта или уборка подъезда, собственник вынужден вести длительную переписку. При новой системе Минстроя все цифры будут как на ладони, что поможет исключить возможные злоупотребления коммунальщиков», — пояснил юрист Залимхан Магомедов.
Кроме очевидных плюсов, специалисты видят в новой системе минусы. Например, у старшего поколения, среди которого не очень много уверенных пользователей интернета, зато достаточно людей консервативных убеждений, явно будут проблемы.
Вам может быть интересно:
• Кому дадут компенсацию за советский вклад в трехкратном размере
• Назван защищающий от многих видов рака продукт
• Заявление на отпуск необходимо будет подавать по новым правилам
• Путин заявил о существовавшей возможности раскола России
Кроме того, по словам адвоката Евы Митлиной, бумажные платежки пока еще нужны при спорах с управляющими компаниями или поставщиками ресурсов. Коммунальщики принимают жалобы, если предоставлена обычная квитанция с указанием суммы, которую провел банк. Полная цифровизация возможна только при внесении в закон пункта об обязанности всех компаний в сфере ЖКХ быть подключенными к единой электронной системе — в этом случае все будет прозрачно и любая сверка пройдет за несколько секунд.
На данный момент нет единого стандарта. Квитанции приходят как в бумажной, так и в электронной форме — переход на вторую собственник оформляет сам через «Личные кабинеты» на сайтах ресурсников. К тому же в разных регионах ежемесячно присылают разное количество платежек: в Москве — две (единая за капремонт, содержание и ремонт жилья, газ, воду и отопление, вторая — за электричество), в Ярославле — пять (за газ, горячую и холодную воду, капремонт и электроэнергию), в Пензе может доходить до семи (свет, газ, вода, отопление, вывоз мусора, содержание и капремонт жилья).
Пока что юристы советуют хранить квитанции и чеки 3 года — таков обычный срок исковой давности, в течение которого за защитой своих прав может обратиться как управляющая компания, так и собственник жилья. УК или поставщик ресурсов имеют право потребовать через суд взыскать долги за 10 лет, потребитель — заявить о применении срока давности. Тогда суд будет рассматривать задолженность в пределах только 3 лет, если у гражданина все платежные документы в наличии.
С появлением единого электронного стандарта и банка данных хранить их станет не нужно, но когда это произойдет, пока неизвестно. Минцифры должно сначала протестировать нововведение на платформе ГИС ЖКХ.