В Государственную думу внесен законопроект, предусматривающий снижение максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг. Документ зарегистрирован в системе обеспечения законодательной деятельности нижней палаты парламента.
Авторы законопроекта предлагают установить на федеральном уровне предельную долю расходов на оплату жилого помещения и услуг ЖКХ в размере 10% от совокупного дохода семьи.
Если фактические платежи превышают этот порог, разница, согласно инициативе, должна компенсироваться за счет межбюджетных трансфертов, направляемых регионам из федерального бюджета.
Соответствующие изменения предлагается внести в статью 159 Жилищного кодекса РФ, которая регулирует порядок предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Вам может быть интересно:
• Из-за роста цен пенсионерам подготовили выплату
• Доктор Мясников обратился к россиянам словами «мозгов у вас нет»
• Правила получения пособия на погребение меняются
• Путин заявил о существовавшей возможности раскола России
В настоящее время федеральный стандарт максимально допустимой доли расходов на оплату ЖКХ составляет 22% дохода семьи. Этот показатель был установлен постановлением правительства еще в 2005 году и используется при расчете субсидий и объемов финансовой помощи регионам.
При этом тарифы на коммунальные услуги в России продолжают расти. В июле 2025 года они были проиндексированы в среднем почти на 12%, а годом ранее рост составил около 10%. На фоне увеличения обязательных платежей нагрузка на семейные бюджеты, особенно у малообеспеченных граждан, заметно усилилась, подчеркивают депутаты в пояснительной записке.
Как отмечают авторы инициативы, в большинстве субъектов РФ по-прежнему действует порог в 22%. Однако в регионах с более высоким уровнем доходов власти уже снизили максимально допустимую долю расходов на ЖКХ. Так, в Омске она составляет 18%, в Якутии — 15%, в Санкт-Петербурге — 14%, а в Москве — 10%.
По мнению разработчиков законопроекта, такая разница создает социальное неравенство между жителями разных регионов и требует унификации на федеральном уровне.
Дополнительным аргументом авторы называют рост задолженности населения. По данным Минстроя России и Росстата, к июню 2025 года общий долг граждан за жилищно-коммунальные услуги превысил 1,2 трлн рублей. Законодатели считают, что снижение допустимой доли расходов поможет сократить долговую нагрузку и повысить платежную дисциплину.
Установление порога в 10% для субсидий на оплату ЖКУ, как считают инициаторы, позволит людям сохранять большую часть своих доходов и снизит риск бедности в условиях роста цен и экономической неопределенности.








