Последний месяц года – время планировать зимние праздники, длинные каникулы, выбирать родным и друзьям подарки, закрывать рабочие задачи. И вместе со всеми активизируются мошенники, играющие на общей суете и спешке. О необходимости держать в памяти хотя бы базовые правила безопасности напоминают «Известия».
Один из сценариев — фейковые новости и извещения в мессенджерах. Подавляющее большинство рабочих и семейных переписок ведется в Сети, чем и пользуются аферисты. Ссылки на фишинговые сайты подсовываются более тонко, чем прежде. Приходит сообщение о новой предновогодней выплате – и вот уже пользователь сам отыскивает подробности, попутно подписываясь на какие-то сторонние телеграм-каналы.
При этом применяется подделка под официальные источники, которые обычно информируют о реальных мерах господдержки. В спешке легко не заметить незначительные отличия, которые и указывают на фикцию (нетипичные символы, подменные буквы и т. д.). Далее ссылки уводят не на сайт, например, Соцфонда, а на черную криптобиржу, где предлагается сверхприбыль за короткий срок. Разумеется, для этого нужно ввести реквизиты банковской карты, а потом все по классике: доступ к персональным данным, вывод средств неизвестно куда и огромный кредит.
Вам может быть интересно:
• Снимать наличные придется по новым правилам
• Раскрыт новый способ взыскивания долгов приставами
• Почему у пенсионеров с меньшим стажем выше пенсия
• Путин заявил о существовавшей возможности раскола России
Метод действует и при получении ссылок на маркетплейсы: перед праздниками там много скидок на брендовые товары, но до 90% они не доходят. Техника безопасности здесь одна – внимательно смотреть, откуда пришло сообщение, и перепроверять информацию по другим источникам. А еще помнить, что фантастический доход легально получить за пару дней невозможно.
Еще одна схема эксплуатирует тему подарков, так что жертв здесь еще больше. Время заниматься вопросом заранее обычно есть мало у кого, из-за чего приходится торопиться в последний момент.
«Этим сумбуром пользуются мошенники, которые привлекают пользователей товарами по небольшой цене и обещаниями быстрой доставки. Также в новогодние каникулы особое место занимают вопросы развлечений и путешествий. Все интересные места уже заняты, билеты недоступны или очень дорогие, и в попытке успеть потенциальные покупатели хватаются за любые предложения, которые им любезно подкидывают аферисты», – рассказала GR-директор ИБ-компании «Код Безопасности» Александра Шмигирилова.
В ход идут поддельные или перекупленные билеты на мероприятия, сертификаты, бонусы, ваучеры, якобы «горящие» туры. Практикуется также сдача внаем жилья, которое уже арендовано. Во всех таких случаях тревожный сигнал – требование значительной предоплаты.
Набирает обороты сценарий с дипфейками – технологией, позволяющей заменять лицо и голос. Если при сомнениях попросить сделать видеозвонок, легко впасть в заблуждение, смотря на внешность давно знакомого человека. Под личиной же на самом деле прячется аферист, убедительно рассказывающий о «розыгрыше / грандиозном кешбэке».
Разоблачить его можно, задав вопрос, на который никто из посторонних не знает ответа. Кроме того, у искусственно созданного персонажа неживая мимика и плохо модулирован голос, а стиль разговора лишен индивидуальности.
«Все схемы, использовавшиеся ранее, будут актуальными, так как ажиотаж и снижение внимания и осторожности всегда ведут к тому, что люди поддаются на уловки мошенников. Кроме того, в праздники люди все-таки привыкли отдыхать и вполне могут не заметить, что со счета утекла крупная сумма или потерян доступ к какому-либо сервису», – подытоживает Александра Шмигирилова.
Отыскать следы и вернуть утраченное крайне сложно: в праздники госструктуры и банки не работают. Специалисты сходятся в том, что для собственной безопасности стоит не жалеть времени на проверку доменных имен сайтов, обновление антивирусных баз, выяснение деталей по предложениям чрезмерной выгоды, ознакомление с отзывами на товары и услуги.
Если в условиях значатся передача личных данных и реквизитов банковской карты или установка неизвестного приложения – это однозначный повод для отказа. Для покупок в интернете лучше завести отдельную карту и держать ее пустой, переводя ситуативно необходимые суммы.