Потребность в учителях младшей школы в ближайшее время станет неуклонно снижаться. Об этом сообщают «Известия» со ссылкой на исследование профсоюза «Учитель».
В частности, первоклассников в этом году ожидается на 100 тысяч меньше, чем в 2024-м, а в целом по 4 начальным классам ожидается снижение на 346,7 тысячи человек.
Далее сокращение будет еще заметнее: в 2026/27 учебном году в 1-й класс пойдет на 429,7 тысячи меньше детей относительно 2025/26-го, еще через год убавится 411 тысяч.
«Это означает, что уже в приближающемся учебном году более 17,3 тысячи педагогов начальных классов станут лишними, в 2026-2027 годах высвободятся еще почти 21,5 тысячи учителей «началки», а затем — еще 20,5 тысячи. Часть из них может перейти в среднюю школу — после повышения квалификации, где ближайшие 3 года кадры еще будут востребованы», – сделала вывод оргсекретарь профсоюза «Учитель» Ольга Мирясова.
Дети предшкольного возраста родились у матерей, которые сами появились на свет в конце 1990-х – начале нулевых, то есть в границах демографической ямы, пояснила заведующая научной лабораторией «Количественные методы исследования» РЭУ им. Г. В. Плеханова Елена Егорова.
Вам может быть интересно:
• Стаж до 1991 года позволяет получить звание «Ветеран труда» без наград
• Названо необходимое России количество мобилизованных
• Касается каждого ребенка: с сентября в российских школах меняется учебный процесс
• Путин заявил о существовавшей возможности раскола России
При этом семьи перестают ориентироваться на приумножение. Даже в Татарстане, где нормой считалось трое детей у супружеской пары, стало больше родителей, ограничивающихся только первенцем.
По прогнозам Росстата, детей в стране будет появляться меньше по крайней мере до 2040 года. В свете такой тенденции рынок труда окажется перенасыщен педагогами, в первую очередь младшей школы. Однако массово сокращать ставки нецелесообразно, чтобы потом не встать лицом к лицу с острым дефицитом специалистов. Через такое уже проходили в 2004-2006 годах, выводы сделаны.
Выходом из положения может стать переподготовка высвобождающихся кадров, полагают в Минпросвещения. Сохранить баланс занятости, производительности и оплаты труда удастся за счет перемещения учителей из начальной школы в старшую после переобучения на предметников. Востребованны также педагоги дополнительного образования, дефектологи, воспитатели «продленки» и образовательных центров и лагерей.
«Я регулярно говорю, что нам в стране необходима система саббатикала – творческого отпуска с сохранением зарплаты на год. В это время учителя могли бы повышать свою квалификацию и при этом оставаться в резерве, он мог бы составлять до 20% от педагогического состава», – отметила профессор института образования ВШЭ Ирина Абанкина.
Похожая система работала в СССР и показала хороший эффект в части методической подготовки, добавила она. Эту практику стоило бы возобновить, если учесть, что старшее поколение учителей постепенно уходит на пенсию и рабочие места остаются незанятыми.
Елена Егорова выразила сомнения в необходимости тотальной переподготовки. В демографии процессы проходят волнообразно, после спада начинается подъем до пика. Изменения в положительную сторону произойдут, когда станут готовиться к школе дети от матерей, родившихся в 2001-2003 годах. Увеличению способствуют и разные меры социальной поддержки, предусмотренные для многодетных. Кроме того, еще одного ребенка нередко планируют родители 30+.