В России стремительно сокращается сеть банковских офисов. По данным Банка России, с которыми ознакомились «Известия», за десять месяцев было закрыто 1327 банковских отделений.
Если на 1 января 2025 года в стране работало 24 050 офисов, то к 1 ноября их осталось уже 22 723. Для сравнения — за весь 2024 год банки закрыли лишь 486 подразделений — нынешние темпы оказались почти втрое выше.
В Центробанке объясняют происходящее устойчивым трендом на цифровизацию. Финансовый рынок все активнее уходит в онлайн, а банки перестраивают свои бизнес-модели под дистанционный формат обслуживания. Это позволяет снижать издержки и повышать рентабельность, отметили в пресс-службе регулятора.
При этом в ЦБ признают, что содержать полноценный офис в небольших населенных пунктах экономически крайне сложно. Особенно если в городе или поселке живет менее 2,5 тысячи человек. В таких условиях отделения часто просто не окупаются, поэтому банки вынуждены принимать решение об их закрытии.
Вам может быть интересно:
• Из-за роста цен пенсионерам подготовили новую выплату
• Для собственников жилья готовят новый налог
• Пенсионеры лишаются доступа к своим сбережениям из-за новых правил переводов
• Путин заявил о существовавшей возможности раскола России
В то же время представители регулятора подчеркнули, что процесс должен проходить без ущерба для клиентов. Банкам не обязаны иметь офис в каждом населенном пункте, но должны обеспечить людям возможность и дальше получать финансовые услуги привычным способом.
Финансовый эксперт Игорь Торхов считает происходящее закономерным.
«Уверен, что это действительно так. Если раньше для любой самой простой операции нужно было идти в банк, то сейчас в банк ходят либо те, кто не готов отказываться от «старых привычек», либо для решения каких-то сложных вопросов», — отметил эксперт.
По его словам, на статистику закрытий сильно повлияли и процессы укрупнения банков. В прошлом году завершилось слияние банков «Открытие» и ВТБ. Часть закрытых офисов — это именно бывшие отделения «Открытия», у которого была достаточно разветвленная сеть. В городах, где присутствовали оба банка, нередко оставляли один офис вместо двух, а где-то закрывали точки полностью. Аналогичная ситуация сейчас развивается и вокруг «Почта Банка», который также вошел в структуру ВТБ.
Еще одна важная причина — экономика каждого конкретного офиса. По словам эксперта, любое отделение должно выполнять финансовый план и как минимум не работать в убыток. Даже небольшая касса по приему платежей или точка оформления кредитов должна приносить доход. Исключения возможны лишь тех случаях, когда офис важен для обслуживания крупных клиентов или расширения присутствия банка в регионе. Во всех остальных ситуациях убыточные точки закрывают без колебаний.
Финансист Игорь Торхов дал несколько советов, как заранее адаптироваться к новой реальности и не остаться без доступа к банковским услугам.
«Если вы пришли в банк и обнаружили, что отделения нет на привычном месте, то нужно выяснить, нет ли в вашем городе или районе другого отделения этого банка. Если вам нужно внести или снять деньги — надо уточнить тарифы. Возможно, в банкомате стороннего банка эти операции можно будет произвести без дополнительных комиссий», — сообщил Торхов.
Самым надежным вариантом сейчас становится переход на цифровое обслуживание. Как правило, для подключения мобильного банка достаточно иметь карту и номер телефона, зарегистрированный в системе. При необходимости можно обратиться в контактный центр за помощью.
Освоив онлайн-сервисы, клиент сохранит доступ к основным операциям — переводам, платежам, управлению счетами — и при желании может быстро перевести деньги в другой банк, отделение которого находится ближе, заключил эксперт.








