Минсельхоз и Минпромторг проведут взаимные консультации по вопросу фиксации цен на социально значимые продтовары. Приоритетным методом на данный момент считается заключение прямых долгосрочных контрактов производителей и торговых сетей, сообщают «Известия».
Сейчас доля таких договоров высока в части поставок куриных яиц (70–80%) и овощей (50–60%).
Но достигнутый результат нестабилен и может измениться в худшую сторону. Уже сейчас прямым результатом понижения отпускных цен стало, к примеру, сокращение поголовья кур-несушек: их содержание для фермеров нерентабельно. Не особо удалось сдержать и цены на овощи – свекла и морковь подорожали с начала года на 39% и 57,8% соответственно.
Тем не менее в Минсельхозе считают нужным продолжать практику долгосрочных контрактов с закреплением порядка их заключения в законодательстве.
Вам может быть интересно:
• Стаж до 1991 года позволяет получить звание «Ветеран труда» без наград
• Названо необходимое России количество мобилизованных
• Касается каждого ребенка: с сентября в российских школах меняется учебный процесс
• Путин заявил о существовавшей возможности раскола России
Перечень товаров, отнесенных к социально значимым, должно определить правительство, а контрольные полномочия предполагается возложить на Минпромторг и Федеральную антимонопольную службу. В ФАС идею поддерживают, позиция второго ведомства пока неизвестна.
Мнения производителей расходятся. Зампред совета ассоциации «Народный фермер» Бабкен Испирян заявил, что фиксация цен путем заключения долгосрочных контрактов необходима. Она позволит избежать сезонных скачков стоимости продтоваров, производимых для внутреннего рынка. Но, чтобы мера действовала, нужно ограничить время действия условий договоров 3-5 годами и регламентировать мониторинг себестоимости и прибыльности.
В «Руспродсоюзе» заявили, что гораздо более эффективно сработает стимулирование конкуренции производителей. Задача упростится, если уменьшить темпы удорожания энергии, логистики, сырья и прочих значимых для производства факторов.
«На конкурентных рынках ценообразование определяется соотношением спроса и предложения. В ситуации здоровой конкуренции отдельные участники рынка не могут произвольно повышать стоимость, так как это приводит к сокращению товарооборота и доходности», – пояснил зампред правления ассоциации Дмитрий Леонов.
Кроме того, планируя стоимость продовольствия в долгосрочной перспективе, невозможно точно рассчитать абсолютно все параметры ценообразования.
По мнению председателя президиума Ассоциации компаний розничной торговли Станислава Богданова, компании, заключающие договоры на несколько лет вперед, рискуют в скором времени стать заложниками своих обязательств. В частности, из предлагаемого Минсельхозом механизма выпадает оптовое звено, играющее значимую роль в торговой цепочке.
В целом в АКОРТ согласны, что долгосрочное ценообразование применимо, но только для отдельных категорий, например яблок, тепличных овощей, куриных яиц и некоторых других. Обсуждение вариантов, экономически целесообразных и для государства, и для бизнеса, продолжается.