Пенсионерам привели пример, как они теряют деньги в банке

Пенсионер Пенсионерам
Коротко и без рекламы - telegram-канал «Социальные новости». Присоединяйтесь!

В январе 2022 года 87-летний житель Перми открыл вклад в банке более чем на миллион рублей под 8,25% годовых на 12 месяцев. Когда пришло время снимать деньги, оказалось, что их нет.

«Сотрудник пояснил мне, что год назад я сам отказался от вклада и заключил другой договор – инвестиционного страхования жизни. И мои деньги нужно искать у страховщика. Это просто бред какой-то, никакого страхования в тот день мне даже не предлагали, и у меня на руках только один документ – заявление на открытие вклада и его условия, – рассказал пенсионер.

В банке на переговоры идти отказались. Пенсионер обратился к правозащитникам.

«Сотрудники усыпили бдительность пенсионера и дали подписать ему заявление на открытие депозита, но в компьютере оформили инвестиционное страхование. Перевод денег в пожилой человек подтвердил кодом из СМС, поэтому не понял, что его обманули. Ни один документ о заключении инвестстрахования не выдали – пенсионер ушел из банка с уверенностью, что открыл вклад. Мы попросили подключиться депутата Госдумы от Пермского края и Свердловской области Андрея Кузнецова – он направил запрос в Центральный Банк России для проведения проверки действий сотрудников», – рассказала специалист местного центра защиты прав граждан Татьяна Сулейманова.

Проверка ЦБ показала, что согласие клиента на страхование отсутствует. Действия банка квалифицировали как недобросовестные и отправили заявление в прокуратуру. Страховая компания вернула пенсионеру все деньги и расторгла договор. Со всеми проблемами пенсионер потерял прибыль, которую за год получил бы на депозите, – почти 83 000 рублей.

Когда один финансовый продукт продают под видом другого, это называется мисселинг. Прямым мошенничеством это не назвать, но банки пользуются финансовой неграмотностью клиентов, скрывая информацию о различиях обычного вклада и инвестиционного страхования и о рисках. Продавая страхование, сотрудники банков получают комиссионные. А клиенты теряют все накопления или их часть.

Доказать обман всегда трудно, потому что в наличии есть собственноручная подпись под договором. Юридически это выражение согласия со всеми условиями. Поэтому единственный выход – предельно внимать читать то, что предлагают подписать. Причем не нужно стесняться расспрашивать менеджера, допустимо повторить моменты, с которыми не все понятно. По регламенту ЦБ сотрудник банка обязан информировать по всем вопросам, даже если ответ уже дан и кажется очевидным.

Нужно обратить внимание, есть ли в договоре слова «депозит», «вклад», «депозитный счет». Другой важный момент – банк ли указан второй стороной договора. Кроме того, должны быть раздел о государственной системе страхования вкладов, указание дохода, наличие комиссии и ее обоснование. Внимания заслуживает и пункт о сроках и досрочном расторжении договора.

По страховым и инвестиционным продуктам предусмотрен так называемый период охлаждения, в течение которого клиент может отказаться от договора и вернуть свои деньги. В большинстве случаев это 14 дней (реже – 30). Если успеть, получится расторгнуть договор без потерь.

Если период охлаждения прошел, то придется обращаться с жалобой в банк. Если он откажется расторгать договор и вернуть деньги или проигнорирует заявление, клиент имеет право пойти выше и подать заявление в службу защиты прав потребителей Центробанка. Другой вариант — финансовый уполномоченный. Он бесплатно помогает уладить споры в досудебном порядке.

Советуем прочитать:
• Какие купюры не будут принимать в магазинах
• В России меняются условия по ипотеке
• С 1 мая в магазинах вводятся ограничения на продажу молочной продукции
• Банки взялись за пенсионеров

Оцените статью
PNZ.RU