Банк России продолжает ужесточать требования по проверке банковских операций. С июля 2024 года вступили в силу поправки в закон «О национальной платежной системе» (№ 161-ФЗ), которые обязывают банки блокировать подозрительные переводы. Эти меры направлены на борьбу с мошенничеством и дропперством, но на практике часто под них попадают обычные люди.
На одном из крупных интернет-порталов мужчина рассказал историю, которая случилась с его семьей. Формальная «защита клиента» фактически лишила пожилого человека доступа к собственным сбережениям.
Речь идет об 87-летней пенсионерке, инвалиде и ветеране Великой Отечественной войны. Женщина не может передвигаться самостоятельно, плохо соображает и не владеет современными технологиями. Пользоваться смартфоном она не может, поэтом у нее кнопочный телефон. В быту и в финансовых вопросах ей много лет помогают дочь и внук.
На протяжении восьми лет пенсия пожилой женщины оформлялась через «Почту России» по доверенности на дочь. Проблем с выплатами никогда не было, рассказал внук.
Позже выплаты перевели в Почта Банк, а после его реорганизации — в ВТБ. Сотрудник банка приезжал на дом, помог оформить документы и настроил личный кабинет пенсионерки в веб-версии — на телефоне дочери, поскольку собственного смартфона у пожилой женщины нет.
«Пару дней назад пытались перевести с накопительного счета 30 000 рублей, далее 104 000 рублей перевести со счета бабушки на счет ее дочки. На этом этапе заблокировали личный кабинет. Дочь хотела купить лекарства на эти деньги для бабушки. У бабушки обнаружен перелом шейки бедра, двигаться очень больно и невозможно», — пояснил мужчина.
После попытки перевода система заблокировала личный кабинет. Затем выяснилось, что заблокирована и банковская карта. По телефону горячей линии ВТБ решить вопрос не удалось. Дочь и внук лично приехали в отделение, но и там помощь не получили.
В банке заявили, что для разблокировки необходимо личное присутствие самой клиентки. То есть 87-летнюю лежачую женщину с переломом фактически требуют доставить в офис, возмущается мужчина.
«Нести бабушку на носилках в банк — это абсурд. Промедления в деньгах могут убить бабушку буквально. Кажется недопустимым. Прошу помочь разобраться в этом ужасе», — сообщил внук.
При этом альтернатив сотрудники банка не предлагают. Номер счета узнать невозможно, дистанционную проверку пройти нельзя, выездного сотрудника не направляют, доверенность не принимают, хотя ранее по ней годами оформлялись выплаты. Все заблокировано — и доступ к деньгам, и любые способы решить вопрос удаленно.
Семья уверена, что ситуация стала следствием ужесточения требований Центробанка к операциям физических лиц. Банки обязаны максимально жестко реагировать на любые подозрительные переводы. Но в итоге под удар попадают те, кого эти меры должны защищать — пожилые, больные, зависимые от помощи близких.
«Получается, что система борьбы с мошенниками буквально убивает пожилого человека. Где здесь защита ветеранов, инвалидов, тех, кто не может прийти в отделение?» — задается вопросом семья пенсионерки.
Мужчина надеется, что обнародование истории поможет с решением вопроса, с ними свяжется представитель банка.
Напомним, с 2026 года Банк России вводит шесть новых критериев для блокировки переводов.








