«Похороны мух» — это древний восточнославянский обряд, который проводился в период с середины сентября до середины октября. Суть обряда заключалась в символических «похоронах» различных насекомых — мух, тараканов, блох, клопов, вшей и комаров.
Этот ритуал, часто носивший шуточный или пародийный характер, был широко распространен.
Обычай основан на древних представлениях о связи насекомых с душами умерших предков и низшими демоническими существами. Считалось, что, проводя такой ритуал, люди избавляются от насекомых, которые ассоциировались с вредом и болезнями, а также умиротворяют души усопших.
В некоторых случаях обряд пародировал настоящие похороны. Люди имитировали церковную службу, отпевая и поминая «усопших» насекомых, используя элементы панихиды и псалмов. Часто участники обряда делали это, чтобы высмеять или спародировать кого-то из односельчан.
Вам может быть интересно:
• Граждан призвали снять наличные с карт
• Заявлено об исчезновении сразу восьми профессий
• Названо количество переводов, из-за которых заблокируют карту
• Путин заявил о существовавшей возможности раскола России
Обряд имел множество региональных вариаций. Во Владимирской губернии зарывали в землю живую блоху. В Тверской области закапывали в огороде коробочку с тараканами. В Калужской губернии в тряпку заворачивали и хоронили тараканов, мух, блох, клопов и вшей.
«Гробики» для насекомых изготавливали из разных материалов: корнеплодов (репы, свеклы), ореховой скорлупы, старых лаптей или маленьких ящичков.
Один из самых подробных сценариев обряда описан в Калужской губернии. Девушки ловили муху и блоху, связывали их вместе и помещали в «гроб» — выдолбленный огурец.
Затем устраивали пародийную похоронную процессию. Одну из девушек клали на носилки, давали ей огурец и накрывали пеленой. Другая участница, изображая священника, выкрикивала различные слова. Остальные участники плакали и стучали косами, имитируя колокольный звон. Вся деревня провожала «мертвецов» на кладбище.
По окончании процессии огурец с насекомыми выбрасывали, а участники с песнями возвращались в деревню.
В Туле и Серпухове существовало поверье, что после проведения такого обряда насекомые исчезают из дома. Участие в ритуале часто сопровождалось угощениями — пирогами, медом, пивом и брагой.