Высокая ключевая ставка, которую установил Банк России, сделала привлекательными банковские вклады. Россияне охотно пользуются предложениями банков, чтобы сохранить и приумножить свои сбережения.
Но вкладчикам следует помнить, что в некоторых случаях финансово-кредитные организации могут не вернуть деньги.
Такие случаи в интервью Финансам Mail.ru назвал партнер, исполнительный директор юридического бюро «Падва и Эпштейн» Антон Бабенко.
Вам может быть интересно:
• Стало известно, какие записи в трудовой книжке снижают пенсию
• Что нужно, чтобы составить договор дарения?
• В России снова меняются правила выхода на пенсию
• Путин заявил о существовавшей возможности раскола России
«Всем клиентам банков следует помнить, что в банке нет денег клиента. Все деньги на счетах в банке — это обязательства кредитной организации перед клиентом, которые банк может исполнить, а может и нет», — рассказал юрист.
Бабенко пояснил, что принявший от вкладчика средства банк обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты, перечислив деньги на счет вкладчика или выдав их в кассе.
При этом вклады до 1,4 млн рублей застрахованы, чтобы гражданин мог вернуть средства, если банк будет лишен лицензии или станет банкротом. Сумма свыше 1,4 млн возвращается через процедуру банкротства организации.
Другие случаи, когда банк может не вернуть денежные средства, прописаны законодательно. Это произойдет при:
— ограничении по счетам по решениям налоговых и таможенных органов в отношении клиента;
— списании денежных средств по исполнительному документу, например, по исполнительному листу, когда с клиента кто-то взыскал деньги по решению суда;
— аресте денежных средств еще до вынесения решения суда, когда суд принял такую меру для сохранности денежных средств, чтобы обеспечить исполнение будущего решения (это возможно и в уголовных, и в гражданских делах);
— наличии дела о банкротстве клиента — банки, как правило, отслеживают начало банкротства клиентов и ограничивают им ряд операций, если клиенту-должнику закон о банкротстве это запрещает;
— наличии подозрения, что клиент стал жертвой мошенников — в этом случае сотрудники банка связываются с клиентом для уточнения обстоятельств платежа, и банк проводит платеж, если сомнения устранены или клиент предупрежден о возможном мошенничестве;
— исполнении банком своей обязанности по закону о противодействии отмыванию денег (115-ФЗ), а действия клиента или история происхождения его денег вызывают сомнения в их законности.
Банк может потребовать от вкладчика документы, которые подтвердят законность происхождения денежных средств. В таких случаях споры могут разрешаться в суде.
«С тех пор споры между банками и клиентами об отказе в проведении операций и выдаче денег — распространенная практика», — резюмировал Антон Бабенко.