Специалисты Банка России рассказали о механизме нового закона, который позволяет финансовым организациям блокировать банковские карты клиентов.
В июле 2024 года у банков появились новые инструменты для защиты людей от мошенников. Один из них – блокировка доступа злоумышленников к электронным средствам платежа. Например, банковским картам или онлайн-банкингу.
Банк может заблокировать карту или онлайн-банкинг при наличии информации о клиенте в базе данных ЦБ. Из всех банков в нее поступают сведения о получателях похищенных денег, если кто-либо (человек или компания) пострадал от действий мошенников и обратился с заявлением в свой банк.
Вам может быть интересно:
• Снимать наличные придется по новым правилам
• Раскрыт новый способ взыскивания долгов приставами
• Почему у пенсионеров с меньшим стажем выше пенсия
• Путин заявил о существовавшей возможности раскола России
Банк обязан заблокировать карту, если информация о клиенте поступила от правоохранительных органов в Банк России. То есть полиция уже занимается расследованием факта мошенничества после обращения пострадавшего. Доступ к картам или онлайн-банкингу приостанавливается до тех пор, пока сведения о клиенте банка находятся в базе данных.
Независимо от причины приостановки, банк обязан незамедлительно сообщить клиенту об этом. Даже если карта заблокирована, деньгами на ней можно воспользоваться. Для этого можно лично обратиться в отделение банка с паспортом или другим документом, удостоверяющим личность. В этом случае банк обязан провести любые операции по счету клиента.
Банк не имеет права ограничивать клиента распоряжаться своими деньгами. Он обязан предоставить возможность снять личные средства. Если банк нарушает права гражданина, то существует возможность подать жалобу финансовому уполномоченному или в Банк России.
Перевод денег на карту, заблокированную из-за включения ее реквизитов в базу данных Банка России, будет приостановлен на два дня. При этом, если отправитель платежа не отказался от перевода после двухдневного периода охлаждения, банк обязан незамедлительно его исполнить.
Но у этого правила есть исключения, объяснили в ЦБ: зарплата и социальные выплаты будут зачислены в срок, даже если сведения о получателе денег есть в базе данных регулятора.
Обжаловать включение сведений в базу данных Банка России можно двумя способами:
— обратиться с заявлением в любой из банков, клиентом которого является человек или компания. Банк обязан перенаправить обращение в Банк России не позднее следующего рабочего дня.
— направить заявление в Банк России через интернет-приемную, выбрав в качестве темы обращения «Информационная безопасность» и соответствующий тип проблемы.
В Центробанке рассмотрят заявление в течение 15 рабочих дней. На практике это может произойти быстрее. Если заявление подано в свой банк, регулятор направит ответ через него. Финансово-кредитная организация сообщит клиенту об ответе не позднее следующего рабочего дня.
«Подобные ограничения нужны для того, чтобы усилить защиту людей от мошенников. Блокировка электронных средств платежа помогает прервать цепочку вывода и обналичивания похищенных денег. Это значит, что у законного владельца средств увеличится шанс их вернуть», — подчеркнули в ЦБ.