Возлагаемые на отпуск надежды не всегда оправдываются. Если отдых испорчен по объективным причинам, всегда можно потребовать вернуть уплаченные деньги. Как это сделать, рассказали специалисты портала «Объясняем.рф».
Ответственность несут в первую очередь те, с кем заключен договор, – туроператор или турагент. Первый занимается непосредственно организацией (билеты, бронь номеров, трансфер, страховка), второй – посредник, который продает путевки и получает свой процент. Их нужно различать для понимания, кому адресовать претензии.
Чтобы изначально снять часть проблем, придется проверить турфирму. Если она состоит в федеральном реестре, это отображено на сайте Ростуризма. Другой фактор надежности – время присутствия на рынке (информация есть в реестре юридических лиц на сайте ФНС, и чем длиннее срок, тем лучше). Следует также ознакомиться с сайтом самой организации с указанными там реквизитами и контактами, а также промониторить отзывы. Отсутствие всего этого – плохой признак.
Вам может быть интересно:
• С учетом инфляции: раскрыт механизм ежеквартальной индексации пенсий
• Названы устаревшая и модная верхняя одежда
• Похоже на 90-е: россиянам рассказали, когда лучше снять деньги со вклада
• Стало известно, когда НАТО начнет прямую войну с Россией
В договоре обязательными пунктами значатся требования к отелю, питанию, пляжу, развлечениям и экскурсиям. Отдых можно признать удавшимся, когда реальность совпала с условиями контракта, при этом безопасность была 100%-й, а имущество полностью сохранилось.
Компенсация полагается, если категория отеля оказалась ниже, в номере было грязно, а в санузле стены цвели плесенью. Питание не признается хорошим, когда его тип не соответствует указанному в договоре либо имело место отравление. Отдельный повод составляет пляж: далеко от гостиницы, не оборудован для купания, прибрежная полоса моря забита водорослями или загрязнена. Отсутствие экскурсий, оплаченных загодя, также критично.
В случае задержки вылета к месту отдыха обращаться нужно к туроператору. Деньги должны быть возвращены при пропуске стыковочных рейсов, сокращении срока отдыха, долгое ожидание, в том числе в отеле.
Авиакомпания признается виновной, когда задерживает рейс из-за неготовности экипажа, отсутствия мест в самолете, изменения расписания. К грехам перевозчика относятся и отмены рейсов. В таких случаях следует требовать поставить отметку в билете или посадочном талоне – это делают в аэропорту или офисе копании.
Претензия в адрес туроператора или турагента относится к досудебным процедурам. Ее направляют в течение 20 дней после окончания договора, а рассматривают еще 10 дней. В письме указываются номер и дата договора, обнаруженные несоответствия, размер убытков и обстоятельства их появления, требование о компенсации расходов и морального вреда, реквизиты счета для зачисления средств.
К заявлению прилагаются квитанции об оплате, фото- и видеофиксация, претензия, заверенная администрацией отеля, акт об отмене экскурсии с подписью гида, прейскурант ресторана с его печатью (шведский стол – исключение).
При отсутствии реакции на претензию жалоба направляется в Роспотребнадзор или прокуратуру (проще на сайтах ведомств, где есть формы обратной связи). По итогам проверки можно отправляться в суд по месту жительства, нахождения ответчика или заключения договора.
В пакет документов, сопровождающих иск, входят расчет стоимости тура, копия претензии оператору, доказательства нарушений и копии договора, квитанций об оплате, заявки на бронирование, заявления о расторжении договора, квитанций о почтовых расходах и ответа на досудебную претензию (при его наличии).
Иски ценой не выше 50 тысяч рублей рассматривает мировой суд либо в районный общей юрисдикции. При исковых требованиях меньше 1 млн рублей госпошлина не взимается. Если заявлено больше, придется заплатить 13,2 тысячи и еще 0,5% с того, что выходит за лимит (максимум 60 тысяч).
Дело считается выигранным, когда часть денег возвращается. Кроме нее, суд может взыскать с туроператора неустойку (3% за каждый день просрочки по исполнению претензии, не больше стоимости путевки), компенсацию судебных издержек и морального вреда, штраф в размере 50% возвращаемой суммы.
Решение суда вступает в силу через 1 месяц, при этом выдается исполнительный лист. Его нужно отдать в банк, где держит расчетный счет туроператор, или в ФНС. Срок удлиняется, если ответчик подаст апелляцию.