На продовольственном рынке в России зафиксированы тревожные тенденции. Впервые за долгое время произошло сокращение продаж продуктов питания в натуральном выражении.
По данным компании «Такском», на которые ссылается «Коммерсантъ», в сентябре–октябре текущего года этот спад составил 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и охватил большинство товарных категорий.
В частности, продажи молока уменьшились на 8%, риса — на 10%, а гречки и свинины — на 9%. Как отмечают эксперты, хотя общий денежный оборот розничной торговли продолжает расти, он объясняется исключительно ускоренной инфляцией.
С начала 2025 года зафиксирован рост цен на ключевые продукты: говядина подорожала на 12%, свинина – на 9,6%, молоко — на 7%, рыба мороженая – на 15%, ржаной хлеб — на 10%.
Вам может быть интересно:
• С декабря начнутся автоматические списания с банковских карт и счетов
• Нужно ли очищать сосиски от пленки перед варкой?
• Правила проживания в многоквартирных домах изменены: ключевые нововведения
• Путин заявил о существовавшей возможности раскола России
Как следствие, средний чек в магазинах увеличивается, но при этом общее количество покупок сокращается. За январь-сентябрь этот показатель уменьшился на 2%. Наиболее заметна экономия в мясном сегменте, где число покупок в специализированных лавках снизилось на 7% за год.
Эксперты отмечают, что поведение покупателей постепенно стало меняться уже с начала 2025 года. Люди отдают предпочтение более простой и доступной по цене еде.
Производители активно применяют так называемую «шринкфляцию», уменьшая объем или вес упаковки при сохранении прежней или незначительно измененной цены, чтобы стимулировать покупателя к покупке, снизив при этом свои издержки.
В 2025 году популярность обретают магазины-дискаунтеры, предлагающие товары по максимально низким ценам и со значительными скидками. Выручка сетей, таких как «Светофор», «Чижик» и «Доброцен», выросла почти на четверть по сравнению с прошлым годом.
Как писал портал PNZ.RU, практически половина (47%) опрошенных россиян отметили, что за последний год они стали чаще посещать дискаунтеры. В целом, более 80% граждан регулярно совершают покупки в магазинах данного формата, следует из исследованного, проведенного торговой сетью «Чижик».
В 2026 году ситуация с сокращением продаж продуктов питания может ухудшиться. В России планируется повышение налога на добавленную стоимость, что вызовет дополнительное удорожание товаров и услуг.






