Пожилому жителю Нижнего Новгорода навязали страховку вместо вклада. За всю жизнь он накопил 5,5 млн рублей и держал их в солидном банке, принадлежащем государству. Когда срок вклада истек, владелец счета пришел продлить его еще на год. И оказался обманутым.
«Менеджеру я четко сказал, что пришел продлить вклад, поэтому и не вчитывался в документы. Банк серьезный, я не мог даже предположить, что здесь возможно такое безобразие. Я доверял сотрудникам государственного банка. А уже дома я понял, что меня нагло обманули! Оказывается, мне вместо договора вклада подсунули инвестиционное страхование жизни сроком на 5 лет. При этом досрочно забрать деньги нельзя – потеряю большую комиссию. Я обращался в банк, а потом в страховую, чтобы вернуть деньги, но мне готовы были вернуть только 80% вложенной суммы», – рассказал пенсионер.
Инвестиционное страхование жизни – это и страховка, и инвестиция разом: наличие полиса предполагает получение дохода и вместе с тем – страховую выплату в случае смерти вкладчика. Но, во-первых, вложения в этом случае не входят в систему страхования вкладов, так что можно потерять все свои деньги, а во-вторых, доход по такой программе тоже имеет твердой гарантии и, если забрать деньги прежде истечения срока договора, страховая возьмет в качестве комиссии большой процент. Однако об этих рисках сотрудники банков не предупреждают.
Поскольку в данном случае вклад значительный, то на преждевременном снятии денег пенсионер рисковал потерять больше 1 млн рублей, поэтому передумал и решил подождать. Но в 2023 году деньги понадобились очень срочно. Вкладчик обратился к специалистам.
Вам может быть интересно:
• Собственников жилья ограничили в правах
• В магазины вернулась старая схема обмана покупателей на кассе
• Почему у россиян забирают подаренные квартиры
• Стало известно, когда НАТО начнет прямую войну с Россией
Ему рассказали, что сразу после подписания документов дается 14 дней (так называемый период охлаждения), чтобы без денежных потерь отказаться от договора инвестиционного страхования. И то, что ни банк, ни страховщик о том не предупредили, считается серьезным нарушением.
«Во-вторых, мужчину просто-напросто обманули, подсунув один финансовый продукт под видом другого. Такой обман называется мисселингом. Сотрудник банка не рассказал об условиях договора и об отличиях страхования от вклада, хотя, согласно п. 1 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора», – пояснил руководитель местного центра защиты прав граждан Евгений Крылов.
Вернуть деньги без потерь возможно. Для этого нужно обратиться в Центробанк, к финансовому уполномоченному или сразу в суд. После проверки ЦБ вернется вся сумма вклада, но проценты, которые можно было бы получить с обычного депозита через положенное время, сгорят.
Чтобы уберечься от неприятностей, нужно помнить главную рекомендацию Центробанка: если клиент хочет открыть депозит, а ему предлагают что-то иное, формулируя как «аналогичный прибыльный продукт», то следует не стесняться и потребовать пояснений у менеджера. Это будет уже не вклад, а значит, гарантированной доходности здесь нет, равно как отсутствует и страховка в государственной системе страхования вкладов.
Все эти нюансы должны быть не просто озвучены, а зафиксированы в договоре, который гражданин намерен заключить. Поэтому второй принципиальный момент – предельно внимательно прочитать документ. Там должны быть ключевые слова «депозит», «вклад» или «депозитный счет». При чтении договора нужн снова обратиться к менеджеру за пояснениями, если какие-то моменты не вполне ясны. Причем вполне допустимо даже попросить его показать пункты о гарантиях, фиксированных сроках и фиксированных доходах.
В договоре на открытие счета или вклада не должно словосочетаний наподобие «ИСЖ», «НЖС», «доверительное управление», «брокерское обслуживание», «накопительный взнос», «индивидуальный инвестиционный продукт» и т. п.
Если договор уже подписан, то сразу после того есть две недели, чтобы расторгнуть договор, какова бы ни была причина. Если прошло больше 14 дней, придется снова перечитать договор и поискать там условия расторжения. По такому вопросу нужно обращаться в организацию, с которой заключен договор, и это не тот банк, где навязали страхову, а та, что указана в договоре. Здесь срок побольше – 30 дней.
При появлении проблем сразу в суд, минуя Центробанк и уполномоченного, можно идти, когда размер требований составляет больше 0,5 млн рублей либо если финансовая организация не взаимодействует с уполномоченными. При этом суд будет ориентироваться на то, что клиент заключал договор в здравом уме и твердой памяти, так что факт введения в заблуждение нужно доказывать (аудио- или видеозаписи, показания свидетелей и т. д.).