На грани выживания: торговые центры вынуждены будут закрыться

торговый центр Из жизни

Несмотря на расширение объемов розничной торговли в первом полугодии с выручкой на 23,9 трлн рублей больше (+11%), вместе с тем наметилось сокращение покупательской активности. Причина кроется в переходе общества от потребительства к сбережению, уверены опрошенные «Российской газетой» специалисты. Тренд углубится во втором полугодии.

«В условиях сберегательной модели покупатели реже совершают импульсные покупки, но посещают ТЦ с более конкретными запросами. Это требует от нас как управленцев большей концентрации на качестве арендаторов, сервисах и атмосфере», – полагает директор по маркетингу управляющей компании DG Евгения Бекирова.

В срезе по всем торговым центрам динамика различается. В зеленоградском «Зеленопарке», например, посещаемость поддерживается за счет семей с детьми, которые наведываются в развлекательные зоны и приходят на разные мероприятия.

Московский «ГОРОД Лефортово» создал себе статус точки притяжения жителей округи, которым важны не столько покупки, сколько эмоции. Приток в небольшие ТЦ шаговой доступности, по словам управляющего коммерческой инфраструктурой ГК «Гранель» Сергея Нюхалова, образовался из-за тяги людей к экономии времени.

В регионах по мере удаления от столиц изменения прослеживаются все более отчетливо. В первую очередь под удар попали торговые точки со специализацией на продаже одежды.

В этом сегменте оборот сократился из-за слишком теплой зимы и холодов в июне. Повышенной востребованностью отличаются фудкорты и площадки для развлечений.

Кроме того, на периферии многим ТЦ свойственно моральное устаревание и потребность в глубокой реновации. В реконструкции нуждаются не только торговые залы, но и зоны отдыха. Из затруднений продавцы выходят по-разному: одни добиваются снижения арендной платы, другие сокращают занимаемое пространство на 25-30% (в первую очередь это бутики).

Собственники помещений, в свою очередь, идут на встречные компромиссы, фиксируя стоимость аренды, предлагая льготные условия и отсрочки, иначе не выжить.


«ТЦ сегодня превращаются из мест для шопинга в центры досуга и впечатлений. Сегменты общепита, развлечений и услуг растут устойчиво — именно на них делаем ставку. Наш опыт показывает: работает формат «крепкого районника», где люди решают все повседневные задачи. Такие центры шаговой доступности выигрывают у крупных моллов — посетители экономят время, а мы получаем стабильный трафик», – заключил гендиректор УК «Аструм Недвижимость».

Значительную часть покупателей отнимают у торговых центров маркетплейсы. Если в конце 2024-го их доля в розничных продажах достигла 15%, то через 5 лет, по оценке Минпромторга, она дойдет до 30-35%. Интернет-площадки не способны заместить только сферу услуг и уже сейчас позволяют хорошо экономить.

В дальнейшем доля электронной коммерции вырастет в сегментах одежды, бытовой техники и электроники, товаров повседневного спроса, а экономически неэффективные ТЦ вынуждены будут закрыться, считает вице-президент Союза торговых центров Наталия Кермедчиева.

Выжившие перейдут на гибридный сервис (шоурумы с цифровыми каталогами) и технологизацию (склады, укомплектованные роботами, новые опции в мобильных приложениях), сосредоточившись на обеспечении досуга.

Оцените статью
PNZ.RU