Все больше россиян оплачивают покупки с помощью системы быстрых платежей (СБП). По данным Центробанка, которые приводит «Российская газета», за минувший год через СБП оплачено 358 миллионов покупок на 720 миллиардов рублей — в 26 раз больше, чем за все время действия системы.
Система позволяет переводить деньги между счетами разных банков по номеру телефона или посредством мобильных приложений. Комиссия или не взимается вовсе, или минимальная, плюс не требуется пластиковая банковская карточка — достаточно смартфона.
Количество магазинов, подключенных к СБП, удвоилось и к концу 2022 года превысило полмиллиона.
Вам может быть интересно:
• Собственников жилья ограничили в правах
• В магазины вернулась старая схема обмана покупателей на кассе
• Почему у россиян забирают подаренные квартиры
• Стало известно, когда НАТО начнет прямую войну с Россией
Через систему быстрых платежей можно провести массу финансовых операции, однако лидеры по популярности — переводы граждан (около 30 процентов).
По данным «Почта Банка», в 2022 году чаще всего через СБП оплачивали покупки в супермаркетах (8 процентов всех покупок), в магазинах одежды и аксессуаров (8 процентов), мебели и бытовых принадлежностей (6 процентов), а также услуги страховых компаний (5 процентов). Чаще сервисом пользовались женщины (в 1,6 раза, чем мужчины), однако у сильного пола больше средний чек за покупку — примерно на четверть (2 184 рублей против 1 785).
«Предлагая оплату через СБП, торговые точки не только расширяют перечень вариантов оплаты для клиентов, но еще могут и сэкономить деньги на эквайринге, поэтому они заинтересованы в такой форме оплаты», — пояснил экономист Лазарь Бадалов.
В ближайшей перспективе эксперты прогнозируют увеличение доли СБП в объеме транзакций.
«Платежи через СБП будут все активнее конкурировать с традиционной оплатой картами: по нашим расчетам, их доля в общем объеме покупок картами может как минимум удвоиться до конца 2023 года. Этому будут активно способствовать дальнейшее подключение к сервису новых торговых точек, сохранение выгодных тарифов в СБП для торговых предприятий и запуск ими акций, стимулирующих покупателей платить именно таким способом», — заявил начальник службы электронного бизнеса Почта Банка Михаил Бахиркин.