Единый государственный экзамен по русскому языку вызывает сложности у многих выпускников. Типичные ошибки, которые допускают школьники во время тестирования, год от года меняются.
В Федеральном институте педагогических измерений проанализировали работы выпускников 2024 года и пришли к выводу, на что стоит обратить внимание подросткам, сдающим ЕГЭ в 2025 году.
Существенную отрицательную динамику по сравнению с 2023 годом дети продемонстрировали при выполнении следующих заданий: функциональная стилистика, культура речи, нормы ударения, основные морфологические нормы, основные синтаксические нормы, правописание суффиксов, правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий, деепричастий, правописание «не» и «ни», слитное, дефисное и раздельное написание слов разных частей речи, информативность текста, виды информации в тексте, основные изобразительно-выразительные средства русского языка.
«Экзаменуемые в текущем году показали недостаточно высокий уровень использования основных приемов информационной переработки письменного текста и определения основных изобразительно-выразительных средств русского языка», — констатировали в ФИПИ.
Например, типичными при выполнении задания номер 12 считаются ошибки:
Вам может быть интересно:
• Адвокат: подаренная квартира не достанется тому, кому ее подарили
• Раскрыт способ распознать поддельное сливочное масло
• Стремительно набирает популярность новый вид аренды квартир
• Путин заявил о существовавшей возможности раскола России
— в определении спряжения глагола (например, слова «борется»);
— в незнании инфинитивных суффиксов (например, слова «сеять»);
— в неверной идентификации глаголов-исключений (например, слов «стелить» и «ненавидеть»);
— в неумении для глаголов и глагольных форм применять общие алгоритмы орфографических действий (например, одновременно для слов «колют» и «колющий»).
При выполнении задания номер 14:
— неправильное определение частеречной принадлежности слов (например, молод, зато умен и спрятался за то дерево, ввиду болезни и в виду берега);
— неверное определение способа словообразования (например, сине-зеленый и синеглазый, досыта и доверчиво);
— незнание правил написания производных наречий, предлогов, союзов и др. (например, вмиг и на миг, вследствие и в течение).
В Сети можно найти список слов, которые вызывают у выпускников наибольшую сложность.
гуттаперч..вый – гуттаперчевый;
обессил..ть (врага) – обессилить;
обессил..ть (от болезни) – обессилеть;
обезлюд..ть (деревню) – обезлюдить;
обезлюд..ть (от пожара) – обезлюдеть;
обескров..ть (противника) – обескровить;
обескров..ть (от ранения) – обескроветь;
выкач..нная (из подвала бочка) — выкаченная (катить);
выкач..нная (из бочки нефть) — выкачанная (качать);
развеш..нная (мука) — развешенная (развесить);
развеш..нные (картины) — развешанные (развешать);
замеш..нное (тесто) — замешенное (замесить);
замеш..нный (в преступлении) — замешанный (замешать);
пристрел..нный (зверь) — пристреленный (пристрелить);
пристрел..нное (ружье) — пристрелянное (пристрелять);
движ..мый – движимый;
(вы) пиш..те (диктант) — пишете (писать);
(завтра вы) прыгн..те (высоко) — прыгнете (прыгнуть);
(вы меня этим) расстро..те — расстроите (расстроить);
пиш..те (аккуратно) – пишите;
сид…те (тихо) – сидите;
(скорее) прыгн..те (со ступеньки) – прыгните;
пр..ректор – проректор;
пр..видец – провидец;
интр..зональный – интразональный;
интр..молекулярный – интрамолекулярный;
интр..екция – интроекция;
интр..скопия – интроскопия;
интр..верт – интроверт;
пер..фраз – перифраз;
фельд..егерь – фельдъегерь;
досто..н – достоин;
удосто..н – удостоен;
сопр..частность – сопричастность;
затуш..вать – затушевать;
выздоров..ть — выздороветь (выздоравливать);
француж..нка – француженка;
чере…чур – чересчур;
обезум..вший (от горя) – обезумевший.