Список расширен: какие товары нельзя будет вернуть на маркетплейсах

Маркетплейс Из жизни
Коротко и без рекламы - telegram-канал «Социальные новости». Присоединяйтесь!

Торгово-промышленная палата России обнародовала перечень товаров, не подлежащих возврату после покупки на интернет-площадках. В числе прочего там значатся принадлежности для личной гигиены, нижнее белье, лекарства, духи, косметика. Об этом сообщает «Коммерсант».

По действующему законодательству о защите прав потребителей любой товар с сохранным товарным видом можно вернуть продавцу в течение недели. Эта норма появилась с 2021 года, а до конца 2020-го требования были одинаковы и для обычной торговли, и для электронной.

С товарами для гигиены и парфюмерией у продавцов возникли значительные затруднения с реализацией продукции б/у. Содержимое флакона с шампунем или одеколоном может оказаться далеким от изначального, следовательно, повышается риск претензий. 

В результате площадки сами стали регулировать порядок возврата. «Яндекс Маркет» внес в свой список алкоголь, цветы, лекарства и продукты питания. Wildberries не принимает обратно постельное белье, духи и косметику, скоропортящиеся продукты и полиграфию, но можно договориться. Ozon отправляет только в один конец цифровую технику и индивидуально выполненные заказы.

«Тренд на использование определенных вещей недобросовестными покупателями и их последующий возврат маркетплейсам не новый. Многие люди этим пользовались, когда электронная коммерция у нас только появлялась. Но учитывая, каких объемов достигли продажи, это стало действительно большой проблемой для всех», – констатирует эксперт по маркетплейсам Артем Бобцов.

Цепочка агентов при продаже товара через интернет действительно очень длинная: продавец – площадка – склад – курьер – пункт выдачи – клиент. При возврате товар движется в обратной последовательности и приходит к продавцу уже попорченным. Деньги между тем остаются в итоге там же, где и были, то есть все участники трудятся без вознаграждения.

Самый последний пример – купальники, активно раскупавшиеся в начале сезона отпусков. Их носили на курортах, плавали в них, разнашивали по фигуре, а после поездки возвращали с перешитыми ярлычками уже б/у.

Если вводить жесткие ограничения, пострадают в первую очередь добросовестные покупатели. Объединение «Общественная потребительская инициатива» уже заявило протест, потому что у граждан не будет возможности сопоставить товар и его заявленные характеристики.

Скорее всего, изменятся правила получения заказа. Пока что консультации идут внутри бизнес-сообщества, позицию законодателей угадать трудно.

«Я думаю, что наиболее вероятным исходом этого обсуждения будет нераспространение этого перечня на этап получения товара, когда потребитель как раз может посмотреть, какой товар он заказал, какой пришел, устраивает он его или нет, и, соответственно, вернуть или нет. Наиболее компромиссным был бы вот такой вариант изменения регулирования», – отметила адвокат и руководитель практики «Разрешение споров» адвокатского бюро Nordic Star Анна Заброцкая.

Роспотребнадзор на данный момент находится ближе к позиции маркетплейсов: споры о возврате следует решать напрямую между продавцами и потребителями, не привлекая посредников. Из-за потребительского экстремизма дистанционная коммерция теряет до 30 млрд рублей в год.

Оцените статью
PNZ.RU