В ряде стран мира установлена 4-дневная рабочая неделя, широко обсуждается ее узаконивание и в России. Наиболее вероятно ее введение на предприятиях с конвейерным производством, рассказал «Газете.Ru» доцент Института международных экономических связей Александр Суетин.
Поточная организация принята на заводах в машиностроении (автомобили, двигатели, тракторы, станки), приборостроительной отрасли. Такая же система действует на выпуске компьютеров, подшипников, часов.
«Сначала российские предприятия начнут сокращать премии и другие надбавки к окладу. Предприятия, где производственный процесс не требует одновременного массового участия коллектива, будут проводить сокращение зарплат в более скрытой форме», – спрогнозировал экономист.
То есть для самих работников выгоды от 4-дневки не будет: их доходы ограничатся чистым окладом.
Недовольные начнут увольняться, таким образом предприятия сумеют существенно сэкономить на зарплатном фонде. Тем же, кто останется на своих местах, придется трудиться с повышенной нагрузкой.
Вам может быть интересно:
• Правила наследования изменились
• Заявлено об исчезновении сразу восьми профессий
• Сбербанк обратился к получающим пенсию на карту пенсионерам — условия изменятся
• Путин заявил о существовавшей возможности раскола России
Если смотреть на опыт других стран (Бельгия, Япония, Дания, Нидерланды), то там сокращенный режим оправдан высокой автоматизацией. Производительность благодаря ей растет, а значит, необходимость в стандартных нормативах рабочего времени отпадает. При этом зарплаты сохраняются и могут увеличиваться.
В России ситуация отличается: переход на 4-дневку – мера вынужденная. В частности, «АвтоВАЗ» уже готов сменить график на фоне падения продаж «Лады» (-25% по итогам прошлого года).
Ни господдержка, ни перерасчет утильсбора ожидаемого эффекта не возымели. Не занятые непосредственно на производстве сотрудники третий месяц пребывают в отпуске, а с 29 сентября, скорее всего, изменения затронут всех.
Летом на такие же шаги решились Ликинский автобусный, Горьковский автомобильный, Павловский автобусный и Камский автомобильный заводы. Причина аналогичная – трудности со сбытом.