Гиганты отечественного автопрома КамАЗ, ГАЗ и АвтоВАЗ сообщили о переходе на 4-дневную рабочую неделю. Предприятия испытывают затруднения из-за общего кризиса в отрасли.
В пресс-службе АвтоВАЗа сослались на высокую ключевую ставку, отсечение большого числа заемщиков из-за жестких условий выдачи автокредитов и обилие импорта. У ГАЗа упали продажи: среднетоннажных грузовиков – на 40%, легковушек – на 30%, автобусов – на 60%. КамАЗ держится на плаву за счет оборонзаказа, но реализация гражданской техники сократилась на 60%. При этом АвтоВАЗ пока только планирует выйти на новый режим, а ГАЗ и КамАЗ станут работать по измененному графику с 1 августа.
Проходящий через те же трудности ПАЗ объявил о приостановке работы до 3 августа. Принятую меру обозначили как оплачиваемый корпоративный отпуск, необходимый для проведения ремонта.
Экономисты полагают, что жесткий курс кредитно-денежной политики действительно негативно повлиял на отечественный авторынок. В последние 2 года спрос на российские машины неуклонно понижался, параллельно сокращались и инвестиции. Взятая в лизинг техника возвращалась на склады, при этом парк перенасыщен импортной техникой (около 30 тысяч единиц).
Вам может быть интересно:
• Стаж до 1991 года позволяет получить звание «Ветеран труда» без наград
• Названо необходимое России количество мобилизованных
• Касается каждого ребенка: с сентября в российских школах меняется учебный процесс
• Путин заявил о существовавшей возможности раскола России
«Сокращение рабочей недели позволит избежать увольнений, выплачивать зарплату, сохранить соцгарантии, при этом снизить издержки производства, а также изучить новые рынки сбыта, возможно, пересмотреть свой модельный ряд и адаптировать производство под текущие запросы покупателей», – прокомментировала доцент Финуниверситета при Правительстве РФ Ольга Астафьева.
Такие меры принимались при кризисах 2009, 2015 и 2020 годов. На похожие шаги решаются и за границей, когда иных вариантов пережить время спада не остается. Впрочем, главные вопросы остаются нерешенными – зависимость от импорта, непомерные проценты про кредитам и падение спроса на внутреннем рынке.
Аналитики сходятся во мнениях, что явление носит временный характер, однако есть расхождения по поводу последствий. Ольга Астафьева, в частности, полагает, что производители сумеют самостоятельно выйти из кризиса, однако было бы нелишним расширение госпрограмм по субсидированию.
«Потери автопроизводителей могут выразиться как в сокращении выручки, так и в ослаблении производственно-сбытовых цепочек, особенно при длительном простое. Это негативно скажется на подрядчиках, смежных отраслях и региональных бюджетах», – возражает научный сотрудник НИЦ ИПЭИ Президентской академии Дмитрий Евдокимов.
А доцент РЭУ имени Плеханова Анатолий Колесников уверен, что отечественный автопром проходит стадию затяжного кризиса. Далее предприятиям придется сокращать объемы выпуска, чтобы машины не оказались в простое на переполненных складах. А это означает серьезное снижение выручки и инвестиционных вложений, отказ от внедрения новых технологий и найма квалифицированных рабочих.
С 1 июля на 4-дневную рабочую неделю перешли ярославские «Автодизель» (ЯМЗ) и завод дизельной аппаратуры. Причина все та же – падение рынка. Новый график будет действовать до 31 декабря.
А с 1 сентября режим неполной рабочей недели введут для административного персонала Челябинского электрометаллургического комбината (ЧЭМК). Проблемы в отрасли возникли на фоне санкций и неблагоприятной конъюнктуры. Не исключено, что 4-дневка появится на предприятиях угольной промышленности и в сфере железнодорожных перевозок.