В Калининграде завершился форум контрольных органов. В день закрытия прошло пленарное заседание с участием зампреда Правительства РФ Дмитрия Григоренко, где он обозначил узловые моменты донастройки системы жилищного надзора.
Мораторий на плановые проверки в 2025 году продлевать не будут – в силе останется только закон о госконтроле. При этом намечается доработка его в части профилактики, когда нарушения фактически не выявляются, а только даются объяснения. Ее стало больше, чем требуется, в результате система работает неэффективно.
«Нужно что-то делать, надо прекращать это безобразие. Не может число профвизитов в разы превышать число проверок», – прокомментировал вице-премьер.
Поэтому план проверок Госжилинспекция теперь будет обязана согласовывать. Причем в качестве обоснования придется опираться на общефедеральные индикаторы риска.
Вам может быть интересно:
• Собственников жилья ограничили в правах
• В магазины вернулась старая схема обмана покупателей на кассе
• Почему у россиян забирают подаренные квартиры
• Стало известно, когда НАТО начнет прямую войну с Россией
Таковым можно считать, к примеру, отсутствие в ГИС ЖКХ сведений о ремонте домов в течение 5 лет и более. Однако пока это только идея и неизвестно, как будет работать весь механизм.
Право жильцов подать жалобу на бездействие управляющей компании или коммунхоза претерпит некоторые изменения.
Во-первых, введут претензионный порядок, то есть с обязательным обращением в свою УК. Сейчас стало привычным делом подавать заявление сразу в прокуратуру или жилинспекцию. Между тем значительная часть споров не требует, как потом оказывается, их участия.
Минстрой решил снять ненужную нагрузку с госорганов: жаловаться туда можно будет только при отказе «управляйки» (либо ответе не по существу) и с приложением подтверждающей переписки. В такой формулировке правило распространяется на обращения через ГИС ЖКХ. При личном приеме или почтой заявку примут и рассмотрят, но проверку без доказательств не начнут.
Во-вторых, в ведомстве решили приняться за так называемых профессиональных жалобщиков, склонных сообщать в ГЖИ обо всем подряд, причем не всегда обоснованно.
В новом регламенте предусмотрят компенсацию затрат на проведение проверки за счет самого заявителя, если он сообщил о нарушении, которого на самом деле нет.
В Минэкономразвития это решение оценили как поспешное и требующее доработки, но в целом согласились, что чрезмерно активная гражданская позиция идет не всегда на благо делу. Так что некоторые меры охлаждения, в том числе и материального плана, необходимы.