В России продолжается пенсионная реформа, призванная поэтапно повысить возраст выхода на пенсию на 5 лет. В 2026 году на заслуженный отдых выйдут мужчины, которым исполнится 64 года, и женщины, отметившие 59-летие.
К 2028 году будут достигнуты окончательные параметры реформы. Для мужчин пенсионный возраст составит 65 лет, а для женщин – 60 лет. Социальная пенсия будет назначаться в 70 и 65 лет соответственно.
Власти обосновывали необходимость повышения пенсионного комплексом причин. Основной целью значилось обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы и повышение уровня пенсионного обеспечения пожилых граждан.
В России отмечался рост числа пенсионеров на фоне сокращения численности трудоспособного населения, плательщиков страховых взносов. Это привело к увеличению демографической нагрузки, когда на одного работающего гражданина приходится все меньше работников.
Вам может быть интересно:
• С декабря начнутся автоматические списания с банковских карт и счетов
• Нужно ли очищать сосиски от пленки перед варкой?
• Правила проживания в многоквартирных домах изменены: ключевые нововведения
• Путин заявил о существовавшей возможности раскола России
Повышение пенсионного возраста рассматривалось как мера, которая должна была обеспечить сбалансированность и долгосрочную финансовую устойчивость пенсионной системы. Планировалось, что благодаря реформе средний размер пенсии будет ежегодно увеличиваться выше уровня инфляции, обеспечив материальный достаток пожилых россиян.
За два года до завершения пенсионной реформы эксперты уже определили новые вызовы, которые стоят перед властью. Средний размер пенсии существенно ниже средней зарплаты по стране. И этот показатель продолжает падать. В 2025 году он составляет 24%, хотя еще несколько лет назад превышал 30%.
Еще одной проблемой являются самозанятые. Их в стране насчитывается уже более 14 млн человек, но лишь около 50 тысяч граждан формируют свои пенсионные права. Это означает, что большая часть россиян, кто сейчас имеет статус самозанятого, рискуют остаться без страховой пенсии. Они смогут рассчитывать лишь на социальную, выплачиваемую за счет средств пенсионного фонда, что дополнительно увеличит нагрузку на бюджет.
Эксперты, в частности ученые из РАНХиГС Юрий Горлин и Виктор Ляшок, еще три года назад предупреждали, что если в ближайшие годы в России не будут разработаны и внедрены меры по решению проблем пенсионной системы, уровень пенсий со временем может стать «социально неприемлемым».
Для предотвращения негативной тенденции, связанной с падением реальных доходов пенсионеров и увеличением нагрузки на бюджет Соцфонда, специалисты предложили комплексное реформирование.
Повышение требований к пенсионному стажу. Предлагается ежегодно, начиная с 2030 года, увеличивать минимальный трудовой стаж, необходимый для выхода на пенсию, с текущих 15 лет до 30 лет. Это потребует от работающих граждан более продолжительного отчисления страховых взносов. Заметный положительный эффект от этой меры проявится только после 2040 года, когда минимальный требуемый стаж превысит 25 лет.
Регулирование пенсий работающим пенсионерам. Эксперты предложили увязать размер пенсии работающих пенсионеров с их годовым доходом. Суть заключается в том, чтобы совокупный годовой доход пенсионера (пенсия плюс зарплата) не превышал установленной суммы.
Реформа системы досрочных пенсий. Ученые рекомендовали пересмотреть механизм предоставления досрочных пенсий, чтобы сократить количество категорий граждан, льготные выплаты которым фактически финансируются за счет взносов, уплачиваемых с зарплат работающего населения.
Отмена льгот по страховым взносам. Было предложено отменить существующие льготы по страховым взносам, которые предоставляются, в частности, малому бизнесу и IT-сектору. Кроме того, эксперты призывали отказаться от предоставления новых послаблений и перенести льготы для пенсионеров в систему социальной защиты, сделав их более адресными.
Повышение ставки страховых взносов. Для укрепления финансовой устойчивости пенсионной системы предлагается поэтапно поднять ставку страховых взносов до 25% к 2030 году. Это может быть достигнуто, например, за счет освобождения работодателей от взносов на обязательное медицинское страхование (ОМС). При этом ученые допускают, что часть этих взносов могли бы уплачивать и сами работники, но при текущем уровне зарплат реализация такой идеи представляется затруднительной.






