Минстрой выступил с инициативой выделять жилье из муниципального фонда малоимущим пользователям приватизированных помещений, изъятых по причине аварийного состояния домов.
Законопроект появился по поручению зампреда Правительства РФ Марата Хуснуллина, уточняют «Известия».
Размер возмещения собственникам при этом уменьшится сообразно долям переселенных членов семьи. Таким образом будут соблюдены права граждан, не принявших по каким-либо соображениям участия в приватизации. Главным условием выдвигается невозможность приобрести новое жилье при том, что прежнее было единственным.
Вам может быть интересно:
• Стало известно, какие записи в трудовой книжке снижают пенсию
• Что нужно, чтобы составить договор дарения?
• В России снова меняются правила выхода на пенсию
• Путин заявил о существовавшей возможности раскола России
Идея возникла в свете решения Конституционного суда, принятого по спору между бывшими супругами. При приватизации квартиры муж стал собственником, а жена получила право бессрочного пользования, а потом последовал развод. При расселении дома первому выплатили компенсацию, а второй не досталось ничего.
Ситуация довольно типичная, а по мере расширения программы комплексного развития территорий подобных случаев станет еще больше, уверен доцент Московского университета им. С. Ю. Витте Кирилл Парфенов. Поэтому КС постановил скорректировать существующие правовые нормы.
«Часто бывшие члены семьи собственника, оказавшись на улице после развода или смерти близких, оставались без крыши над головой и возможности обеспечить свои жилищные потребности. Новое предложение позволит таким людям сохранить минимум достойных условий для жизни», – прокомментировал член комитета Госдумы по бюджету и налогам Никита Чаплин.
Новая норма таит очевидные риски, отметил юрист Илья Русяев. Самый очевидный – злоупотребления в корыстных целях. К ним можно отнести, например, фиктивный статус малоимущего, махинации при определении долей и постановке на учет в качестве нуждающихся в жилье.
Чтобы избежать таких казусов, потребуется детальная проработка процедурных вопросов, в том числе в части методики оценки нуждаемости. Внимания требует и вопрос контроля.
Кирилл Парфенов нашел еще одно слабое место – обеспечение. Муниципальный жилой фонд крайне скуден, его резервов не хватает даже на сирот. А при реализации комплексного развития территорий исполнение нового закона ляжет на застройщиков, потому что иначе властям придется изыскивать средства в местных бюджетах.
По поводу расходов Илья Русяев придерживается мнения, что в реальности они будут зависеть от количества нуждающихся и наличия свободных жилых помещений. Без тщательного анализа последствий для казны здесь не обойтись. Однако полностью исключать потребность в дотациях нельзя.
Разумным выходом будет вводить предлагаемую Минстроем норму поэтапно, чтобы муниципалитеты смогли адаптироваться к новым условиям.