В России наблюдается значительный рост числа детей, получающих образование вне стен традиционной школы.
Действующий закон «Об образовании» дает родителям и детям альтернативные варианты. Это заочная или очно-заочная форма образования, когда ребенок выборочно посещает занятия. В таком случае обучающийся прикреплен к какому-либо учебному заведению.
Существует возможность семейного обучения и самообразования. При этих вариантах ребенок не записан ни в какое учебное заведение. Он лишь обязан пройти проверку, предшествующую сдаче государственной итоговой аттестации (ГИА).
Вам может быть интересно:
• С учетом инфляции: раскрыт механизм ежеквартальной индексации пенсий
• Названы устаревшая и модная верхняя одежда
• Похоже на 90-е: россиянам рассказали, когда лучше снять деньги со вклада
• Стало известно, когда НАТО начнет прямую войну с Россией
По данным исследования Московского городского педагогического университета (МГПУ), изучившего статистику Минпросвещения, за последние семь лет количество таких учащихся увеличилось в десять раз – с 17,9 до 174,7 тысяч человек, сообщает «Коммерсант».
Эксперты связывают этот тренд с несколькими факторами. Во-первых, пандемия COVID-19 стимулировала развитие онлайн-платформ и показала родителям, что качественное образование возможно и в домашних условиях.
Во-вторых, многие семьи, особенно те, кто переехал за границу, стремятся сохранить для своих детей российское образование.
В-третьих, родители все чаще выбирают индивидуальный подход к обучению ребенка, который не всегда возможен в обычной школе.
«Мы изучали образовательные сайты, которые предлагают и обучение детей, и сопровождение их учебы вне школы. Вот их основные предложения: индивидуальный подход, обучение маленькими группами по 10-15 человек, сопровождение логопеда и психолога в начальной школе. Можно сделать вывод, что именно этого и не хватает родителям в общеобразовательных учебных заведениях», — отметила автор исследования, руководитель Центра аналитических исследований и моделирования в образовании МГПУ Елена Петряева.
Среди причин, побуждающих родителей отдавать предпочтение домашнему обучению, исследователи называют возможность более глубокой подготовки к экзаменам, возможность совмещать учебу с другими занятиями, такими как спорт или творчество.
Еще одну вероятную причину массового исхода детей из обычных школ в последние годы назвал первый зампред комиссии по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей ОП РФ, многодетный отец Павел Пожигайло.
«В переполненном классе обычной школы практически невозможно эффективно подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ и поступить на бюджет. Чтобы не перегружать ребенка знаниями по другим предметам школьной программы, нередко принимается решение перевести его в экстернат или на домашнее обучение», — считает Пожигайло.