Из-за ухудшения экономической ситуации в России бюджет в 2025 году пришлось дважды корректировать. Дефицит увеличен до 5,7 трлн рублей (2,6% ВВП) вместо изначально запланированных 1,17 трлн. Это рекордный разрыв между доходами и расходами в современной истории. Доходы уменьшатся почти на два триллиона — до 36,56 трлн рублей, а расходы планируется оставить на текущем уровне примерно в 42 трлн рублей.
Для покрытия дефицита власти резко наращивают внутренние заимствования. Минфин повысил план размещения ОФЗ на 2025 год до 6,98 трлн рублей, значительная часть которых уйдет на рефинансирование старых обязательств.
В 2026 году запланированы новые заимствования на 5,5 трлн рублей при дефиците 3,8 трлн рублей. Другие источники покрытия — средства Фонда национального благосостояния и приватизация — дадут лишь символическую долю.
Государство фактически перестает использовать ликвидную часть ФНБ для финансирования дефицита бюджета. За последние годы объем ликвидных средств фонда сократился более чем вдвое, и экономисты предупреждают о риске его быстрого истощения при низких ценах на нефть.
Вам может быть интересно:
• Россиян призвали немедленно вывести деньги с банковских карт
• Пенсионеры могут увеличить пенсию на 19%, подав одно заявление
• Собственников жилья предупредили о важных изменениях по поверке счетчиков
• Путин заявил о существовавшей возможности раскола России
После закрытия внешних рынков капитала, Россия полностью опирается на внутренние заимствования. Спрос на облигации федерального займа остается высоким — в основном благодаря госбанкам.
Покупка ОФЗ фактически приводит к увеличению денежной массы, что усиливает инфляционное давление. Поэтому власти параллельно повышают налоги, пытаясь ограничить рост дефицита.
При активном выпуске госдолга усиливается конкуренция государства и компаний за финансовые ресурсы, что приводит к удорожанию корпоративных займов и расширению спредов между государственными и корпоративными облигациями.
Несмотря на низкий по мировым меркам уровень госдолга (17,7% ВВП в 2025 году), быстрое его наращивание крайне нежелательно. Финансовый рынок мал по объему, отсутствуют внешние инвесторы, а обслуживание рублевого долга становится все дороже на фоне высокой ключевой ставки. Расходы на выплату процентов уже превышают совокупные траты на образование и здравоохранение.
Власти продолжают прибегать к ужесточению фискальных мер. В 2025 году была введена прогрессивная шкала налогообложения, в 2026 году увеличивается налог на прибыль. Вводятся новые сборы для отдельных отраслей.
Эксперты предупреждают, что существует риск попадания в «налоговую спираль», когда повышение ставок по налогам не приводит к росту собираемости из-за замедления экономики.
В итоге у властей остается ограниченный набор инструментов — сокращать расходы сложно, повышать налоги дальше рискованно, а потенциал долгового финансирования ограничен особенностями российской экономики.








