Счет заморожен, деньгами не воспользоваться: банки выдвигают новое условие клиентам

У банков появилось очередное требование для разморозки счета
банк Финансы

В процедуре разморозки заблокированных в целях защиты от мошенников счетов появилось неоднозначное новшество. Теперь банкам важно, чтобы клиенты приходили вместе с родственниками. Мера весьма спорная, но есть доводы и за, и против. Подробности обнародовали «Известия».

Москвичка оформила нецелевой кредит. Когда она попыталась перевести деньги сама себе, но в другой банк, операцию приостановили и счет заморозили. Для разрешения вопроса женщину пригласили в офис, где после диалога об аферистах отказались снимать блокировку до новой явки – вместе с сыном.

Тем временем на закрытый счет перечислили зарплату, а на заем накапали проценты, но пользоваться средствами не было возможности. Разобраться все же удалось, причем долг по процентам списали.

Эксперт проекта «ПроФиТ» АРФГ Павел Никитин сообщил, что на самом деле это стандартная практика в высокорисковых, нештатных ситуациях. Обычную проверку проводит алгоритм, который уведомляет сотрудника об обнаруженных проблемах.

Далее вопросы задают уже клиенту, если подозрения серьезные. А потом требуется прийти в банк с документами, обосновывающими перевод (договоры, чеки и т. д.). Требования о явке с близким родственником – не более чем новый уровень, отметил судебный юрист Илья Васильчук.

Это подтвердил замначальника управления информбезопасности «ББР Банка» Александр Петровский. Мера отчасти схожа с правилом «второй руки», внедряемым в крупных финансовых организациях. Чтобы сервис начал работать, клиент должен сам подключить его в мобильном приложении или подать заявку в банк, а также собственноручно задать параметры. Таким образом, новое требование вполне законно.


Но с точки зрения частных лиц такая мера – явный перебор. Понятно, что банки стремятся сократить свою ответственность, ведь в случае мошенничества отвечать придется им. Однако выходить за границы разумного излишне, полагает юрист Полина Лебедева.

Требовать от клиентов присутствия родственников закон не обязывает, а вот вести разъяснительную работу и оказывать содействие – да.

В ЦБ констатируют, что жалоб на приостановку дистанционного обслуживания стало заметно больше (+37% за год). Вместе с тем нельзя забывать, что мошенники совершенствуют свои схемы, поэтому банки и должны повышать степень защиты своих клиентов. Особое внимание уделяется ситуациям, где есть подозрение на социальную инженерию, в частности с клиентами пенсионного возраста. 

И тем не менее антифрод-политика банков существенно ограничивает права владельцев счетов в части распоряжения собственными средствами. Также не совсем понятно, как придется поступать тем, у кого отношения с родней сложные либо та живет в другом городе или вообще за рубежом. На этот момент обратил внимание основатель Anderida Financial Group Алексей Тараповский.

«Если у банка есть основания полагать, что клиент находится под влиянием мошенников, может быть озвучена просьба прийти в отделение лично. Эта практика хорошо зарекомендовала себя: некоторые граждане находятся под сильным психологическим давлением злоумышленников, сотрудникам и службе безопасности банка требуется немало усилий, чтобы вывести их из-под влияния. Также, чтобы открыть человеку глаза на происходящее, кредитная организация может привлечь сотрудников МВД и обратиться к родственникам жертвы», – привела контрдоводы пресс-служба «Сбера».

В других банках добавили, что сотрудники действуют в соответствии с законом и внутренними регламентами, руководствуясь условиями договоров. Требование личной явки в случаях, когда нужно убедиться в добровольности и осознанности действий, содержится в методиках ЦБ.

Оцените статью
PNZ.RU