Технический регламент Таможенного союза предполагает, что до 15 февраля 2025 года все непригодные лифты должны быть выведены из эксплуатации.
В срочной замене сейчас нуждается, по общим оценкам, каждое 5-е устройство. Одним махом купить столько же новых невозможно. Компромиссом стало совместное решение Минстроя и Российского лифтового союза о 5-летней отсрочке платежей.
Еще один вариант существует пока только в стадии разработки. Следующие этим путем местные власти получат право расходовать на замену устаревшей техники средства, освободившиеся от списания инфраструктурных бюджетных кредитов. О перспективах обоих путей рассказала «Парламентская газета» со ссылкой на замглавы Минстроя Алексея Ересько.
Вам может быть интересно:
• Собственников жилья ограничили в правах
• В магазины вернулась старая схема обмана покупателей на кассе
• Почему у россиян забирают подаренные квартиры
• Стало известно, когда НАТО начнет прямую войну с Россией
Как сообщил первый зампред комитета Совфеда по федеративному устройству Владимир Городецкий, Фонда развития территорий располагает полномочиями финансировать модернизацию лифтов с истекшим сроком службы в регионах.
Подъемное устройство стоит 2-3 млн рублей, суммарные затраты по предварительным прикидкам выходят не меньше 200 млрд рублей.
«Скорее всего, будут механизмы не прямого финансирования, а субсидирования процентной ставки. Соответствующие инициативы мы с Минстроем прорабатываем, и в 2024 году они должны быть приняты», – заявил гендиректор фонда Ильшат Шагиахметов.
Лифтовое хозяйство в стране ветшает, признает гендиректор АО «ДОМ.РФ» Виталий Мутко. 70 тысяч подъемников срок 1 января «отметят» 25-летний юбилей службы. Функционировать потом они смогут еще 5 лет, но простым смещением срока демонтажа проблему не решить. Такой же точки зрения придерживается Алексей Ересько.
«Это палка о двух концах. Хотя мы работаем над подходами, чтобы дать возможность оборудованию, которое находится в нормальном состоянии, служить еще какое-то время. Уже применяется в ряде регионов отсрочка платежа на 5 лет от производителей оборудования. В принципе, эта схема работает», — указал он.
Другая идея – перераспределение средств – следует в русле послания президента Федеральному собранию. 29 февраля глава государств объявил о списании 2/3 задолженности по бюджетным кредитам. Главную трудность представляет необходимость реализации замысла в крайне ограниченное время: износ лифтов долго ждать уже не позволяет.
«Мы должны были заменить все исчерпавшие свой срок службы лифты к 2025 году, но, скорее всего, этот срок будет перенесен. Выхода другого нет, потому что, если этот срок не перенести, с 2025 года Ростехнадзор начнет просто все лифты, которые старше 25 лет, останавливать. Тут без поддержки государства невозможно обойтись», – констатировала зампред комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева.
Если постараться уложиться в ближайшие 3 года, на замену лифтов придется закладывать около 22 млрд рублей. При дальнейшем откладывании затраты возрастут в 3-4 раза.