За 9 месяцев 2025 года в Росси поубавилось супер- и гипермаркетов – в пересчете на общую площадь торговые сети закрыли 185 тыс. кв. м, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на данные аналитических агентств.
Менять масштабы побуждает нерентабельность больших пространств в условиях высокой ключевой ставки, пояснил гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров.
Более привлекательным выглядит формат дискаунтеров – магазинов со значительными скидками. Затраты на их открытие на 20-40% меньше, а объемы продаж поддерживаются за счет низких цен.
Еще один фактор, сильно влияющий на стратегию ретейла, – изменение поведения покупателей.
Вам может быть интересно:
• С декабря начнутся автоматические списания с банковских карт и счетов
• Нужно ли очищать сосиски от пленки перед варкой?
• Правила проживания в многоквартирных домах изменены: ключевые нововведения
• Путин заявил о существовавшей возможности раскола России
Им удобнее ходить в небольшие торговые точки шаговой доступности, где можно приобрести все необходимое, указала партнер консалтинговой компании One Story Ольга Сумишевская.
Другой предпочитаемый потребителями вариант – оформить доставку, за счет чего посещаемость «суперов» тоже сокращается. Содержать большие залы становится невыгодно.
Кроме того, покупателей сдерживает ценовой момент: они отчетливо просматривают дороговизну в сравнении с небольшими точками.
Преимущества, которыми прежде привлекали супермаркеты (готовая еда, кофейни и т. д.), уже перестали быть уникальными.
Все вместе заставляет ретейлеров переформатировать деятельность. Крупные участники рынка оптимизируют затраты путем сокращения площадей или изменения ассортимента.
В частности, сеть «Перекресток» в июне запустила конфигурацию «Перекресток Select» с залами втрое меньше стандартных (400 кв. м). Переход состоялся на фоне снижения выручки – по сравнению с 2024 годом она выросла лишь на 7,5%.






