Подорожание продуктов выбивается из привычных рамок: осенний рост цен ударит по кошелькам

Продукты магазин Из жизни
Коротко и без рекламы - telegram-канал «Социальные новости». Присоединяйтесь!

Прогнозы об осеннем подорожании продуктов начали сбываться. В Санкт-Петербурге торговые сети уже получили уведомления производителей о повышении отпускных цен.

В частности, холдинг «Коломенский» допускает 10-15%-й рост стоимости поставок хлебобулочных и мелкоштучных изделий, ОАО «Каравай» повысит ее на 10%. Об этом сообщает сетевое издание «Деловой Петербург».

«Эйч энд Эн Трейд» (бывший Danone) с 1 сентября требует за свою продукцию на 5,3% больше, а Пискаревский молзавод – на 10% с отсрочкой до 10-го числа. «Виола» (экс-Valio) и ООО «Экомилк» свои расценки повысили на 5-10% еще в августе.

«Рост себестоимости производства происходит по всей цепочке. Так, индекс операционной себестоимости производства сырого молока в июне 2024 года остается выше уровня июня 2023–го на 11,5%. Себестоимость в переработке выросла на 14%», — пояснил генеральный директор «Союзмолока» Артем Белов.

По товарам компании «Риттер Спорт Шоколад» удорожание с 1 сентября колеблется от 16% до 40% (в зависимости от товарной группы), «Марс» намерен поднять цены на 7-19% с 9-го, информирует РБК. 1-го числа так же поступили пивоваренные «Балтика» (+10%, кроме «Балтики 3» и «Балтики 7») и AB InBev Efes (в среднем +5-10%).

Директор и совладелец торгового дома «РеалЪ» Александр Мышинский в целом не видит здесь ничего странного. Цены регулярно меняются в соответствии с положением на рынке. Однако в этом году подорожание выбивается из всяких привычных рамок. Так, шоколад всегда поднимался в цене на 10% раз в год, теперь это произошло дважды и с ростом до 80% в сумме. Молоко взлетело вдвое против обычного, а сливочное масло – в полтора раза, чего еще не было никогда.

Торговые сети, чтобы не потерять в продажах, перешли на стратегию создания месячного запаса на складах. Пересматривается и постоянный ассортимент, самые дорогостоящие позиции постепенно исключаются.

Как считают экономисты, повышение цен связано с растущими издержками производителей. Помимо себестоимости, свою роль играют кадровый дефицит, проблемы с логистикой и оплатой импортных поставок. В последних двух вопросах сейчас установилась полная неопределенность. Так что ретейлеры могут попытаться удержать розничные цены, но вряд ли результат станет ощутимым.

«Небольшое торможение может произойти за счет замедления темпов роста зарплат. Но это процесс небыстрый, до потребителей его последствия дойдут не скоро», – признает профессор факультета экономики Европейского университета в Санкт–Петербурге Юлия Вымятнина.

Еще один вариант – если торговые сети станут жестко удерживать цены на социально значимые товары, сохраняя прибыли за счет реализации прочих. Также они могут не соглашаться на условия производителей. Тогда товары отдельных фирм будут исчезать с полок, как это вышло с ОАО «Спартак» и Ferrero, и им придется решать, стоит ли настаивать на своих требованиях. Такую позицию занял профессор базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г. В. Плеханова Вячеслав Чеглов.

Так или иначе, а расходы населения на продовольствие станут больше. При этом цены за год в Петербурге выросли на 8,13% (данные ЦБ), а реальные зарплаты – на 6-8% (по оценке сервиса hh.ru). Пересмотр системы оплаты труда провели только 44% местных работодателей. Самые высокие предлагаемые зарплаты – в сферах строительства, доставки, грузоперевозок и логистики, автобизнеса.

Оцените статью
PNZ.RU