У клиентов Сбербанка появились трудности с проведением операций. В Москве пенсионеру, работающему на хорошей должности, банкомат заблокировал снятие наличных. Когда он обратился за разъяснениями в банк, там провели всестороннюю беседу и, только убедившись в отсутствии стороннего влияния, дали разрешение на операцию. И это не единичный случай, сообщают «Известия».
Пожилые люди как наиболее уязвимые в плане обмана взяты на особый контроль. Сбер тестирует новый формат защиты от мошенников. При подозрении на «признаки воздействия» с пользователями будут работать разные структуры банка, на последнем этапе это может быть служба безопасности, а диалог пройдет с сопровождением психолога.
Меры приняты в связи с тем, что с июля вступит в силу закон о противодействии хищению средств (антифрод), в том числе с использованием социальной инженерии.
Методика двухступенчатая. На первом уровне запускается фрод-мониторинг, который определяет клиентов, находящихся под влиянием. При обнаружении признаков недобровольности действий операцию заблокируют.
Вам может быть интересно:
• Кому дадут компенсацию за советский вклад в трехкратном размере
• Назван защищающий от многих видов рака продукт
• Заявление на отпуск необходимо будет подавать по новым правилам
• Путин заявил о существовавшей возможности раскола России
На втором уровне с клиентом связываются сотрудники группы противодействия мошенничеству и дает пояснения, одновременно убеждая сделать отказ. При согласии перевод или снятие отменятся, блок снимется.
Если клиент не согласен, то ему предложат явиться в банк лично. При этом попытка повторить операцию отобразится у сотрудника Сбера в виде уведомления. Параллельно сигнал получит служба безопасности. Дальнейшие разъяснения будут даны пользователю в подразделении банка.
Антифрод-системами располагают все банки, не только Сбер, пояснили в ЦБ.
«Эту работу проводят с учетом того, что мошенники, использующие приемы и методы социальной инженерии, оперативно меняют свои схемы и сценарии хищения денег. Банк России уже обращал внимание, что все чаще злоумышленники создают адресные схемы воздействия, практически не оставляя человеку шанса не попасть под влияние», – отметил регулятор.
Эксперт платформы Народного фронта «Мошеловка» Александра Пожарская находит тестирование логичным и обоснованным. Вынужденная пауза отвлекает от эмоций, мешающих трезво оценить вероятность мошенничества и делающих людей управляемыми. Переживания иной раз настолько зашкаливают, что у пенсионеров не возникает ни малейшего вопроса, почему им надо метаться между банкоматами, каждый раз внося очередную пачку банкнот. Любое стороннее вмешательство заставляет усомниться, все ли идет как должно. Блокировка – тоже эффективный способ переключить внимание.
Однако у уровня с посещением подразделения Сбера есть и недостатки. Во-первых, оно отнимает время, а это вызовет недовольство у клиентов. Во-вторых, никто не исключает технических сбоев, когда тревога поднимается по поводу осознанных действий добропорядочных граждан, как вышло с пенсионером из Москвы. Однако такие риски критичными не считаются.
«Это может вызвать реакцию. Но чаще всего под подозрительные операции, связанные с мошенничеством, попадают категории граждан, не обладающие высоким уровнем финграмотности. Поэтому они и так могут довольно часто посещать отделения для консультаций», – пояснил руководитель лаборатории школы управления «Сколково» Егор Кривошея.
Александра Пожарская добавила, что со временем система будет совершенствоваться, ошибки сойдут на нет. А время, потраченное на поездку в офис и собеседования, окупится сохраненными средствами.