Сектор розничной торговли в России переживает период серьезных структурных изменений, особенно это касается магазинов одежды и обуви. Данные статистики показывают, что именно этот сегмент лидирует по числу закрывающихся торговых точек.
По данным консалтинговой компании NF Group, которая отслеживает полностью ушедшие из офлайна сети, в третьем квартале 2025 года 45% всех закрытых в России магазинов приходилось на сегмент одежды и обуви. Хотя это меньше, чем во втором квартале (54%), тенденция настораживает, сообщают «Ведомости».
Массовое закрытие магазинов объясняется тем, что ряд брендов одежды и обуви решили кардинально изменить свою стратегию, сделав упор на онлайн-каналы продаж. Это стало прямым следствием меняющихся экономических условий. Привычные для россиян магазины постепенно исчезают, меняя яркие вывески на онлайн-витрины.
По мнению аналитика Ольги Штейнберг, в 2022–2024 годах многие российские производители активно расширяли свое присутствие на рынке, стремясь заполнить ниши, освободившиеся после ухода крупных иностранных игроков.
Вам может быть интересно:
• С декабря начнутся автоматические списания с банковских карт и счетов
• Нужно ли очищать сосиски от пленки перед варкой?
• Правила проживания в многоквартирных домах изменены: ключевые нововведения
• Путин заявил о существовавшей возможности раскола России
Но теперь они вынуждены оптимизировать свой бизнес. Оказалось, что малые и средние бренды наиболее уязвимы. Они имеют менее стабильную структуру продаж, сталкиваются с ограниченным доступом к кредитам и вынуждены сильно зависеть от маркетплейсов.
Когда растут операционные расходы на содержание оффлайн-магазинов и увеличивается налоговая нагрузка, многие игроки рынка не выдерживают и вынуждены либо полностью перейти в онлайн, либо закрыть бизнес.
Эксперты отмечают и еще одну тенденцию, несмотря на волну закрытий, сегмент одежды, обуви и аксессуаров остается драйвером и для открытия новых торговых точек. В CORE.XP указывают, что в третьем квартале на этот сектор пришлась треть всех новых магазинов в России. Это говорит о том, что рынок находится в фазе перестройки и адаптации.
Сложившаяся ситуация происходит на фоне общего охлаждения потребительского спроса. И если несколько лет назад наблюдался стремительный рост цен на одежду и обувь, который опережал общий уровень инфляции, в последнее время он замедлился до уровня инфляции.
Эксперты связывают такую динамику с падением покупательской способности граждан, то есть у населения не хватает денег на одежду и обувь, что вынуждает их экономить.
Как ранее писал портал PNZ.RU, в последнее время в России также наблюдается массовое закрытие книжных магазинов, а также сокращение числа гипермаркетов.






