Минтруд объяснил, кто сможет получать пособие по уходу за ребенком в 2027 году до 95 тысяч рублей

Семья дети Семьям

В 2027 году максимальное ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет для работающих россиян превысит 95,5 тысячи рублей. Однако такую сумму смогут получать не все родители. В Министерстве труда и социальной защиты России также рассказали, сколько средств планируется направить на поддержку семей.

В Минтруде сообщили, что для работающих граждан, у которых отпуск по уходу за ребенком начнется в 2027 году, максимальная выплата составит более 95,5 тысячи рублей в месяц. Для сравнения, в 2026 году предельный размер пособия достигал 83 021,18 рубля. Максимальная сумма всего за год увеличится примерно на 15%.

Получить максимальное пособие смогут официально работающие граждане, за которых уплачиваются страховые взносы, если их заработок за 2025 и 2026 годы достигал установленных предельных величин. Это может быть как мать, так и отец ребенка, а также другой родственник или опекун, который фактически ухаживает за малышом и оформил соответствующий отпуск. Одновременно получать выплату за одного ребенка может только один человек.

Чтобы претендовать на максимальные 95 580,88 рубля, учитываемый заработок должен достигать предельной базы для страховых взносов за каждый из двух расчетных годов, объяснил главный редактор портала PNZ.RU, эксперт в сфере социального и пенсионного законодательства Владимир Белов.

«В 2025 году она составляла 2,759 млн рублей, а в 2026-м — 2,979 млн рублей. В общей сложности это 5,738 млн рублей за два года. Если доход был ниже, пособие рассчитают пропорционально фактическому среднему заработку, но с учетом установленного законом ограничения», — сообщил эксперт.

Согласно норме, ежемесячное пособие составляет 40% среднего заработка застрахованного лица, но не может быть ниже установленного минимального размера.

Для расчета берут доходы за два календарных года, предшествующих году начала отпуска по уходу за ребенком. В случае если отпуск оформляется в 2027 году, учитываются заработки за 2025 и 2026 годы. Средний дневной заработок умножают на 30,4 — среднемесячное количество календарных дней, а затем определяют 40% от полученной суммы. При этом заработок за каждый год учитывается в пределах установленной базы для страховых взносов.

Минимальное пособие для работающих родителей, которые оформят отпуск в 2027 году, также увеличится. Его размер будет зависеть от федерального МРОТ. Правительство предложило установить минимальную оплату труда с 1 января 2027 года на уровне 28 935 рублей. Законопроект уже прошел первое чтение в Госдуме.

«Если МРОТ утвердят в предложенном размере, минимальное пособие для нового отпуска составит 11 574 рубля в месяц. Эта сумма получается при расчете 40% от минимальной зарплаты: 28 935 рублей умножаются на 0,4. Такой размер выплаты предусмотрен для случаев, когда заработка за расчетный период не было либо он оказался слишком низким для расчета более высокой суммы», — рассказал Белов.

При этом новая минимальная выплата будет действовать для отпуска, оформленного в 2027 году. Если пособие было назначено в 2026 году, оно останется в прежнем размере.

Если в семье родились двое или более детей и за ними одновременно осуществляется уход до полутора лет, пособия суммируются. Однако общая сумма не может превышать 100% среднего заработка получателя и одновременно не должна быть ниже суммы установленных минимальных выплат.

Всего в 2027 году Социальный фонд России планирует направить почти 1,6 трлн рублей на страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В эту сумму входят расходы не только на пособия по уходу за детьми, но и на другие выплаты, связанные с больничными и материнством.