Комбинированные банковские вклады, в которых обычный депозит с начислением процентов сочетается с инвестициями или страховкой, могут быть рискованными для россиян, предупредил депутат Госдумы Алексей Говырин.
По его словам, такие продукты могут содержать скрытые комиссии, а при досрочном расторжении инвестиционной части доход по вкладу могут пересчитать, и клиент потеряет часть денег.
Депутат отметил, что банки активно предлагают подобные продукты из-за снижения ставок по обычным вкладам. Часто в рекламе они делают акцент на высокой процентной ставке по вкладу, но не объясняют, что эта ставка действует только при условии заключения дополнительного договора.
«Формально клиент заключает два и более договора: вклад, подпадающий под действие закона «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ», и отдельный договор страхования или доверительного управления. Риски возникают уже на этапе продажи: рекламные материалы часто акцентируют внимание на повышенной ставке по депозиту, но умалчивают о том, что она действует только при условии заключения второго договора, а досрочное прекращение инвестиционной или страховой части ведет к перерасчету дохода по вкладу и существенным удержаниям», — рассказал Говырин в интервью ТАСС.
Депутат обратил внимание, что клиенты часто судятся с банками из-за того, что их ввели в заблуждение. Они думают, что оформляют обычный вклад, но им не рассказывают о рисках инвестиционной части.
Вам может быть интересно:
• Граждан призвали снять наличные с карт
• Заявлено об исчезновении сразу восьми профессий
• Названо количество переводов, из-за которых заблокируют карту
• Путин заявил о существовавшей возможности раскола России
Чаще всего сотрудники банка не объясняют клиенту, что инвестиционная часть не застрахована, и умалчивают о порядке досрочного расторжения.
При досрочном расторжении договора страхования в первые годы клиенту возвращают сумму, которая значительно меньше внесенных им средств.
Банк России уже принимал меры в отношении банков, которые называли комбинированные продукты «вкладом», вводя клиентов в заблуждение. Реклама, обещающая доходность, не гарантированную на момент подписания договора, является незаконной.
И хотя с 1 сентября 2025 года вступает в силу закон, запрещающий навязывать дополнительные услуги, банки могут его обходить, предупредил Говырин. Они могут оформлять каждый договор по отдельности, что затрудняет доказательство того, что клиенту навязали услугу.
Судебная практика показывает, что при доказанном обмане или навязывании услуги суды обязывают банки возвращать деньги, выплачивать неустойку и штрафы.
«В делах по страховым продуктам обязателен досудебный порядок через финансового уполномоченного, и его несоблюдение приводит к оставлению иска без рассмотрения. Для снижения рисков банкам и страховым партнерам необходимо выстраивать процесс продаж с отдельным подтверждением согласия клиента на каждый договор, четким раскрытием условий досрочного расторжения, размера комиссий и отсутствия страхования инвестиционной части, а также отказом от маркетинговых формулировок, способных ввести в заблуждение относительно характера продукта», — резюмировал парламентарий.