В последнее время учащаются ситуации, когда вкладчик приходит забирать деньги с депозита, а в банке выясняется, что счет уже закрыт.
В таких случаях не остается ничего иного, кроме как обратиться в суд с иском о взыскании. В принятии решения коллегия будет опираться на определение Верховного суда, вынесенное в 2016 году.
Спор возник по инициативе жительницы ХМАО, получившей отказ в выдаче денег. Банк сослался на то, что клиентка уже все забрала, та утверждала, что просто открыла другой вклад.
В базах данных банка сведений не нашлось. Вкладчица через суд потребовала выплатить ей 2,8 млн рублей, предъявив справки о принятии денег и наличии нового счета с той же суммой.
Вам может быть интересно:
• Граждан призвали снять наличные с карт
• Заявлено об исчезновении сразу восьми профессий
• Названо количество переводов, из-за которых заблокируют карту
• Путин заявил о существовавшей возможности раскола России
На всех уровнях суды отклонили иск, но ВС указал на принцип слабости позиции потребителя в спорах подобного рода, закрепленный Конституционным судом.
Доводы сторон рассмотрены поверхностно, тогда как они нуждаются в однозначной оценке как все вместе, так и по отдельности.
Ни местный суд, ни апелляция не установили факт работы в банке менеджера, сопровождавшего сделку, подлинность подписей, периодичность обращений клиента в банк, объемы проведенных операций.
Зато как главный аргумент они приняли отсутствие информации о договоре вклада, которое на самом деле не означает его отмену.
«Договор считается заключенным с момента, когда банк получил конкретные денежные суммы, а право требования вклада и обязанность банка его вернуть возникает в случае внесения средств вкладчиком. За все недочеты при оформлении отношений банковского вклада отвечает именно кредитная организация, а не клиент», – резюмировала коллегия.
На вкладчика возлагается только обязанность проявлять осмотрительность, то есть взаимодействовать исключительно с сотрудниками банка непосредственно в офисе.
Юристы постоянно напоминают, что в отношениях с банками нельзя руководствоваться только устными договоренностями. Любой шаг (пополнение счета, выдачу наличных, перемещение по рекизитам и т. п.) необходимо фиксировать документом, заверяемом подписью сотрудника, а сам договор и правила обслуживания – внимательно изучать.