С января по август этого года объемы продаж в книжных магазинах уменьшились, зато выросли обороты онлайн-площадок – сейчас они занимают 2/3 рынка, сообщает «Коммерсантъ».
Параллельно с сокращением продаж на 6% в книжных магазинах на 10% выросли цены, отмечают аналитики «Платформы ОФД».
На этом фоне позиции сетевых продавцов, предоставляющих дисконты, усилились. В МТС-банке отметили, что спрос на цифровые книги повысился с 27% до 33%, при этом средний чек в онлайне прибавил 10%.
Оборот книжной розницы за первое полугодие 2025-го увеличился всего на 1,1% относительного того же периода 2024-го. По словам президента Ассоциации книгораспространителей Светланы Зориной, средняя цена в книжных магазинах поднялась на 12,3%.
Вам может быть интересно:
• Правила наследования изменились
• Заявлено об исчезновении сразу восьми профессий
• Сбербанк обратился к получающим пенсию на карту пенсионерам — условия изменятся
• Путин заявил о существовавшей возможности раскола России
«Данный рост в первую очередь вызван повышением отпускных цен поставщиков на 16,1%. При этом экземплярные продажи упали на 10,5%, а посещаемость книжных магазинов в среднем снизилась на 6,6%, в отдельных региональных сетях – на 10-20%», – уточнила глава объединения книжных магазинов.
В сети «Читай-город – Буквоед» общий средний чек стал больше на 10,6%. «Литрес» от продажи цифровых книг выручила на 12% больше по всем видам реализации (ppd-формат и подписки), а «Строки» (часть экосистемы МТС) – на 13%.
Маркетплейсы стали преобладающим каналом распространения книг, констатирует директор по маркетингу издательской группы «Альпина» Ирина Антонова.
По ее словам, онлайн-продажи выросли на 3% и на данный момент составляют 65% всего объема.
В среднем по рынку обычные книги подорожали на 10-12% в год из-за увеличения затрат на производство, бумагу, печать и перевозки. Немалую роль играет частое изменение законодательных норм.
Гендиректор магазина «Подписные издания» Михаил Иванов также отмечает широкий переток читателей на маркетплейсы, «которые не занимаются продвижением чтения». Прибыли в офлайне падают, а налоги платить нужно. В итоге магазины просто закрываются – в прошлом году, в частности, ликвидацию прошли больше 200 точек.