В России планируют изменить порядок дистанционного открытия вкладов в кредитных организациях. Банк России предложил разграничить оформление депозитов и выдачу кредитов банками. Свои поправки специалисты Центробанка изложили в докладе для общественных консультаций, который был опубликован на сайте регулятора.
По мнению Банка России, финансовые организации должны в доступной форме раскрывать информацию как об основном финансовом продукте, так и о дополнительных услугах, предупреждать клиентов о рисках.
Свои предложения в ЦБ основывают на мониторинге, которое провело ведомство. В результате него были выявлены недобросовестные практики по вкладам, «среди которых — указание максимальной ставки, зачастую превышающей фактическую, использование предустановленных отметок, отсутствие таблиц с условиями вклада и другие».
Вам может быть интересно:
• Купившие жилье в ипотеку возвращают по 910 тысяч рублей
• Названы три худшие породы собак для домашнего содержания
• Рассчитан размер вклада, который не будет облагаться налогом в 2025 году
• Стало известно, когда НАТО начнет прямую войну с Россией
Главная цель нововведений – искоренение системных проблем, повышение доступности финансовых продуктов, борьба с нарушениями и неприемлемыми практиками, повышение качества обслуживания граждан, защита потребителей. Для открытия вкладов через Интернет разработаны сразу десять поправок.
Единообразно указывать диапазон процентных ставок по каждому виду вклада. По аналогии с кредитованием обеспечить для потребителя самостоятельное проставление отметок, если условие предполагает какой-то выбор (запрет на любые автоматические отметки, установленные банком).
Реализовать процесс оформления вклада онлайн таким образом, чтобы потребитель в процессе прохождения клиентского пути имел возможность последовательно ознакомиться с каждым условием договора банковского вклада и при наличии вариативности выразить свою волю (выбрать условие) до их фактической демонстрации потребителю в табличной форме и дальнейшего подписания.
Демонстрировать табличную форму договора банковского вклада и МГС перед его подписанием. Обеспечить для потребителей возможность распечатать, переслать и сохранить договор банковского вклада, а также получить распечатанный экземпляр договора в офисе один раз бесплатно по аналогии с потребительским кредитованием.
Обеспечить раздельное размещение информации по вкладам и счетам, в том числе накопительным, инвестиционным, страховым продуктам, в соответствующих разделах дистанционных каналов продаж (вклады / счета / инвестиционные продукты). Обеспечить возможность прямого доступа потребителя к документам, на которые идет ссылка, в процессе оформления банковского вклада (тарифы, условия открытия вкладов), например с помощью активной прямой ссылки на документ, приложенного документа. Ссылка или приложенный документ должны содержать название документа, к которому они ведут.
При наличии специальных/дополнительных условий, от которых зависит размер процентной ставки по вкладу, обеспечить возможность беспрепятственного (прямого) доступа к информации, связанной с порядком получения повышенной процентной ставки (например, с помощью активной прямой ссылки. На документ, приложенного документа); раскрывающей полную информацию о предлагаемых дополнительных услугах/продуктах (основные условия услуги/продукта, КИД, если применимо).
Отдельно акцентировать внимание на последствиях невыполнения условий, отказа от дополнительных продуктов, услуг (например, с помощью всплывающего окна с сообщением). Исключить использование «темных паттернов» – приемов, подталкивающих к принятию определенного решения в процессе оформления вклада (установить запрет на использование графических, визуальных, психологических и тому подобных приемов, таких как использование графических и цветовых приемов, акцентирующих внимание потребителя на наиболее привлекательных условиях вклада в виде повышенной процентной ставки (отвлечение внимания), приманки с принуждением к различным подпискам).
Урегулировать подходы к визуализации и реализации инструмента расчета по вкладам («калькулятор по вкладам») на сайтах, в мобильных приложениях и личных кабинетах на сайтах банков в целях обеспечения потребителю возможности выбора/учета всех условий, дополнительных услуг, влияющих на размер процентной ставки по вкладу.