Обладатели приборов учета воды и тепла могут увязнуть в долгах

Счетчик Из жизни

Собственники квартир все чаще сталкиваются с навязыванием услуг в сфере ЖКХ. Счетчики воды «внезапно» требуют замены, а на счетах жильцов потом появляется внушительная задолженность. Жертвами обмана становятся и пенсионеры, и молодые люди.

Основное оружие злоумышленников — внезапность: если не давать время на раздумья, успех обеспечен. Мошенники звонят или пишут от имени официальных организаций (например, «Городская компания по водоснабжению»), по приходе на дом представляются как уполномоченные от УК.

«Сообщают, что срок поверки истек, необходимо срочно заменить счетчик. В качестве кары — существенное увеличение платежей за коммунальные ресурсы. Иногда говорят о штрафах, которые в законодательстве отсутствуют», — предупредила зампред комитета по строительству и ЖКХ ГД РФ Светлана Разворотнева.

А потом начинается давление: проведя «комплексную проверку труб», жильцов склоняют к монтажу, например, систем фильтрации воды. При этом убеждают, что все обойдется очень дешево, «по специальной цене только для этого дома», хотя на практике стоимость окажется существенно выше.

Другой способ — разместить рекламу так, чтобы пользователь обязательно попал на сайт аферистов. Здесь применяются та же маскировка контор под государственные и ссылки на нормативные акты («поверка по ГОСТу»). Более простой вариант — разбросать по почтовым ящикам листовки, и по указанным там номерам собственники, знающие о приближающемся сроке поверки, позвонят сами.

Тактика при явке в квартиру здесь иная. Молодые люди, чисто одетые, с хорошим словарным запасом, предлагают проверить счетчик за 500-700 рублей. Один разговаривает с жильцом, второй занят прибором. Потом сообщается, что он не работает, и предлагается «замена всего за 5 000 рублей, можно не менять прибор и отдать деньги только за поверку, но в акте будет отмечен факт неисправности». 99% людей в этом случае соглашаются на замену.

Между тем расходы сильно превысят заявленные, поскольку при снятии счетчика снимется и пломба, а это означает безучетное потребление, так что управляющая компания начислит от 50 000 до 100 000 рублей задолженности.

Уберечься от мошенников и избежать долгов можно. Во-первых, с 1 ноября добросовестный оператор обязан иметь аккредитацию, так что его можно проверить по сайту Росаккредитации. Кроме того, это достоверный источник для самостоятельного поиска подрядчика. Во-вторых, после поверки мастер оформляет договор на оказание услуги, акт о выполнении, квитанцию об оплате — их лучше предоставить потом в УК, чтобы расчет платы исходил из показаний прибора, а не нормативов. Одновременно он вносит данные во ФГИС «Аршин».

Важно помнить, что прибор учета холодной воды проверяется через 6 лет после установки, счетчик горячей воды — через 4 года. Сроки поверок можно узнать, посмотрев на корпус счетчика и в его техпаспорт, обратившись в управляющую компанию или сделав запрос на сайте Росстандарта по серийному номеру прибора учета.

Если жилец все же стал жертвой мошенничества, то единственный выход — обращение в полицию с заявлением. Доказательствами могут послужить заключенный договор, акт выполненных работ, фотографии счетчиков до и после.

Оцените статью
PNZ.RU