Средняя стоимость одной упаковки лекарства в январе-августе этого года в аптечных сетях выросла, по разным оценкам, на 13,6-14% относительного того же периода в 2024-м. В пересчете на таблетки прирост составил 10,2%. И тот, и другой показатели обгоняют уровень инфляции, зафиксированный ЦБ в августе (8,1%), сообщают «Известия».
По данным Росстата, кеторол подскочил в цене на 30% (55 рублей за 10 таблеток), нафазолин – на 25% (62 рубля за 15 мл), дротаверин (известен как «Но-шпа») – на 15% (462 рубля за 100 таблеток). Корвалол добавил 14% (53 рубля за флакон), анальгин – 13% (39 рублей за 10 таблеток), эналаприл – 13% (27 рублей за 10 таблеток), цитрамон – 12% (42 рубля за 10 таблеток). Даже за активированный уголь приходится платить на 10% больше (20 рублей за конвалюту).
Растущие расходы заставляют россиян реже ходить в аптеки: продажи сетей понизились на 2,8% за 8 месяцев этого года.
Средний чек, по оценке руководителя отдела электронной коммерции «Здравсити» Александра Тюкина, сократился на 12% (1 699 рублей). Другим фактором стали показатели сезонной заболеваемости – в частности, препаратов против простуды, кашля, антивирусных было продано меньше обычного.
Вам может быть интересно:
• Граждан призвали снять наличные с карт
• Заявлено об исчезновении сразу восьми профессий
• Названо количество переводов, из-за которых заблокируют карту
• Путин заявил о существовавшей возможности раскола России
Повышая цены, аптеки стремятся покрыть затраты на зарплату, перевозки (здесь в первую очередь сказывается стоимость бензина), техническое обеспечение, пояснил исполнительный директор RNC Pharma Николай Беспалов.
Покупатели же, ориентированные на экономию, переходят в интернет, где можно через агрегаторы сравнить цены и выбрать самую подходящую.
«Россияне продолжают покупать лекарства, но делают это более рационально. Приобретение препаратов через онлайн-каналы становится для многих способом сохранить привычный уровень лечения без ущерба для бюджета», – прокомментировал генеральный директор сервиса «Мегаптека.ру» Дмитрий Чирков.
Производители, со своей стороны, меняют стандарты, исходя из анализа спроса. Самым очевидным отражением смены потребительских предпочтений можно счесть увеличение упаковки: вместо 10 таблеток в блистер или коробку фасуют, к примеру, 20.
Таким образом в пересчете на каждую из них препарат оказывается дешевле, а значит, купят его быстрее.
Условий для снижения цен сейчас нет, и вряд ли они появятся, констатирует Александр Тюкин.
Сдерживать рост помогает только конкуренция аптечных сетей и выпускающих компаний. Рынок уже не расширяется, мелких участников поглощают более мощные.