В России исчезают сразу три категории популярных ранее магазинов

магазин витрина Из жизни

Рынок книжной торговли в России переживает серьезный кризис офлайн-сегмента на фоне стремительного роста онлайн-продаж. Книги, купленные через интернет, зачастую вдвое дешевле, чем в обычных магазинах, что кардинально меняет покупательские привычки. За прошлый год в России закрылось около 200 традиционных книжных магазинов, что составляет примерно 10% от их общего числа.

Основными локомотивами онлайн-продаж стали крупные маркетплейсы. Данные Ozon за первое полугодие 2025 года показывают, что наиболее быстро растет спрос на образовательную и деловую литературу. Пособия для подготовки к экзаменам показали рост в 5,6 раза, бизнес-литература — в 4,6 раза. Среди художественной литературы лидируют молодежная проза (рост в 3,8 раза) и пьесы (рост в 2,4 раза).

Wildberries подтверждает тренд популярность образовательного контента. По количеству проданных экземпляров лидируют поэзия (рост на 176%) и биографии/историческая литература (рост на 76%). По общим штучным продажам по-прежнему доминируют учебники, художественная литература, детские издания, энциклопедии и научные труды.

На фоне успеха маркетплейсов, традиционные книжные магазины оказались в крайне затруднительном положении.

Как отмечает совладелец книжного магазина «Подписные издания» Михаил Иванов, при ценах на маркетплейсах, которые почти в два раза ниже, чем в обычных торговых точках, выживание становится сложной задачей.

По его оценке, за два года страна потеряет около 400 книжных магазинов — это 20% всей книжной розничной сети.

Ключевой причиной, почему так происходит, он назвал разницу в налогообложении: книжные магазины платят почти вдвое больше налогов с оборота, чем маркетплейсы.


Более того, многие покупатели теперь используют офлайн-магазины лишь как «витрину». Они выбирают книги на месте, а затем заказывают их онлайн по более низкой цене. В результате, большинство традиционных магазинов сейчас работают практически в ноль, не принося прибыли владельцам.

Схожая ситуация наблюдается и на рынке канцелярских товаров, писал ранее портал PNZ.RU. Здесь также происходит массовый переход от традиционных магазинов к онлайн-продажам. За последний год количество специализированных магазинов канцтоваров сократилось на 5% по стране, а в крупных городах этот показатель достигает 12-26%.

К маю 2025 года закрылось более 630 торговых точек по всей России. Наибольшие потери понесли Омск (-26%), Ростов-на-Дону (-24%) и Нижний Новгород (-20%).

Стремительное развитие онлайн-торговли является главной причиной этого спада. Только за май текущего года объем продаж канцтоваров на маркетплейсах достиг 3,6 миллиарда рублей, что на 68,9% превышает показатель за тот же период прошлого года.

По мнению экспертов, аналогичная участь с закрытием торговых точек, в ближайшее время ждет магазины одежды и обуви. Их доля в крупных ТЦ уже начала сокращаться.

Советуем прочитать:
• С 2026 года в России меняются правила учета стажа для пенсии
• Еще один крупный банк лишен лицензии: вкладчикам нужно писать заявление
• Пенсионеров со стажем в СССР и 90-е ждут за перерасчетом
• При увольнении положена допвыплата, о которой мало кто знает

Читают сейчас:

Макар Семенов

Добрый день. Меня зовут Макар. Я закончил ГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» по специальности «Журналистика». Более 10 лет работал на телевидении и радио.

PNZ.RU