В столичных торговых точках усилилась шринкфляция (уменьшение веса товара без изменения цены).
Такой вывод сделали в команде вице-спикера Госдумы Бориса Чернышова после рейда по сетевым универсамам. Итоги со ссылкой на пресс-релиз опубликовала «Лента. ру».
В 2023 году 87% молочных продуктов выставлялись в упаковках на 925-950 мл, а 97% круп были расфасованы по 450 и 900 г. На глаз все совпадало со стандартными 1 л, 500 г и 1 кг. В 2024-м вскрылись новые хитрости: молоко и кефир стали разливать по 800-830 мл, причем на 13% бутылок и тетрапаков указан вес, но не объем.
Вам может быть интересно:
• С учетом инфляции: раскрыт механизм ежеквартальной индексации пенсий
• Названы устаревшая и модная верхняя одежда
• Похоже на 90-е: россиянам рассказали, когда лучше снять деньги со вклада
• Стало известно, когда НАТО начнет прямую войну с Россией
Шринкфляции не миновали и товары, еще не так давно державшие честную марку. В частности, минеральная вода и квас продаются в бутылках на 1,42 л вместо 1,5, а соки продаются в коробках по 850 мл, визуально неотличимых от литровых.
Есть и другие уловки. Маркетологи полюбили игру шрифтами: объем тары указан броско, а сколько в ней непосредственно содержимого, пишется мелкими цифрами.
В итоге на бутылке холодного чая на этикетке – 0,5 л, а внутри налито только 0,4, коньяка заявлено 0,5 л – на самом деле 0,475, вместо 0,33 л пива покупателю достается 0,275.
Еще одно проявление шринкфляции – снижение качества. В шоколаде, например, за последний год стало на 1-2% больше растительных масел. Из непродовольственных товаров самый яркий пример – бумажные полотенца с меньшим количеством слоев и утончившимися листами.
«Очевидно, что за последний год шринкфляция из экзотического термина превратилась в реальность нашей жизни. Производители и маркетологи не намерены останавливать свою «работу» по применению относительно честных способов отъема денег у населения, для них в этом вопросе нет практически никаких ограничений», – отметил Борис Чернышов.
По его мнению, единственным методом борьбы могут стать корректировки правовых норм. Однако проект закона «О честной цене» Госдума отклонила. А гражданам тем временем остается только жаловаться на нечестных производителей.
В Евросоюзе, между тем, ситуация не лучше, только там более выражена скимпфляция – явление, когда параллельно снижению качества подскакивают цены. Например, в Нидерландах самые ходовые товары подорожали в 2,5-3 раза.