Все крупные торговые сети и интернет-платформы предлагают рассрочку. Самый распространенный вариант – «купи сейчас, заплати потом», когда первая часть вносится сразу, остальные расчеты распределяются на оговоренный срок.
По данным маркетплейсов, чаще всего так приобретают электронику и бытовую технику, сообщает «Российская газета».
«Оплата товаров частями – возможность приобрести необходимую вещь или несколько товаров сразу, не копить, а просто распределить платежи по времени. Она, безусловно, может быть востребована и в продуктовой категории, особенно если это не обычный повседневный продовольственный набор, а, например, для больших семейных событий и праздников», – полагает президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов.
На практике потребители заранее закладывают в свой бюджет расходы на еду. Сравнение цен на агрегаторах упрощает планирование, поэтому рассрочка обычно не требуется.
Исключением можно счесть товары премиум-класса, но и здесь возможность разбить платежи, скорее, маркетинговый ход, повышающий продажи при сезонном всплеске спроса, считает доцент кафедры маркетинга РЭУ им. Г. В. Плеханова Николай Перепелкин.
Вам может быть интересно:
• Граждан призвали снять наличные с карт
• Заявлено об исчезновении сразу восьми профессий
• Названо количество переводов, из-за которых заблокируют карту
• Путин заявил о существовавшей возможности раскола России
Для продавцов выгода очевидна – при рассрочке итоговый платеж оказывается выше заявленной цены в несколько раз. Ведущую роль играет психологический фактор: оплата частями видится менее затратной, чем единовременная. На этом фоне возрастает склонность к импульсивным приобретениям. Закономерность работает, когда чек превышает 10 тысяч рублей.
Но на продукты как повседневный товар разовые затраты меньше, так что для покупателей эффект не просматривается. К тому же общеизвестно, что за рассрочкой нередко кроется обычный кредит, а лишних займов экономные люди стараются избегать.
Уменьшение финансовой нагрузки очевидно, когда предстоит большая закупка, в первую очередь к праздникам (деликатесы, подарочные наборы, опт). Однако и тут потребители не забывают соотнести собственные возможности и риски с предстоящими затратами.
На Западе рассрочка на продукты распространена значительно шире, чем в России, но вместе с тем увеличивается и доля пропущенных платежей. Поэтому зарубежные экономисты расценивают механизм как симптом экономического стресса, а не комфортное новшество.
По мнению экономиста Германа Ткаченко, отказ россиян от покупки продуктов в рассрочку может быть связан с отсутствием должной информации.
«Скорее всего, большая часть граждан просто не знают, что продукты можно покупать в рассрочку, как и технику. Это весьма удобно, ведь можно заплатить 1/6 часть сразу, а оставшуюся часть стоимости вносить равными платежами в течение полугода. Второй момент — доступность интернета. Многие из тех, кто испытывает проблемы с финансами, кто мог бы пользоваться рассрочкой, не покупают товары на маркетплейсах», – выразил мнение в интервью порталу PNZ.RU экономист.
Ткаченко считает, что в условиях продолжающейся инфляции закупка продуктов с длительным сроком хранения может стать выгодным вариантом.
«Покупая сейчас, вы фактически замораживаете цену на продукты. Через полгода они могут стоить уже на 5-10% больше», – заключил Ткаченко.