За первое полугодие текущего года Банк России зафиксировал увеличение числа жалоб от потребителей финансовых услуг и инвесторов на 18,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В общей сложности в надзорный орган поступило 182,4 тысячи обращений.
Несмотря на общий рост, поквартальная динамика показывает снижение: с апреля по июнь количество жалоб сократилось почти на 7% по сравнению с январем–мартом.
Количество жалоб на банки выросло на 28,6%. Основная часть претензий связана с блокировкой операций, счетов и карт, а также с приостановкой дистанционного банковского обслуживания.
Банки объясняют эти меры борьбой с финансовым мошенничеством. При этом отмечено значительное снижение жалоб на навязывание дополнительных услуг при кредитовании — их стало почти вдвое меньше.
Вам может быть интересно:
• Стаж до 1991 года позволяет получить звание «Ветеран труда» без наград
• Названо необходимое России количество мобилизованных
• Касается каждого ребенка: с сентября в российских школах меняется учебный процесс
• Путин заявил о существовавшей возможности раскола России
Число жалоб на страховщиков сократилось на 47%. Это стало возможным благодаря внедрению механизма, позволяющего гражданам самостоятельно проверять и оспаривать значение коэффициента бонус-малус (КБМ) через сайт Национальной страховой информационной системы.
В результате количество шаблонных жалоб по этому вопросу резко уменьшилось: с 10,4 тысячи за первое полугодие 2024 года до 80 в текущем периоде.
Жалобы на микрофинансовые организации незначительно увеличились на 3,6%. Основными причинами стали трудности с возвратом средств за дополнительные услуги и проблемы при получении кредитных каникул.
При этом зафиксировано снижение числа обращений, касающихся навязывания дополнительных услуг и проблем с кредитными историями.
Претензии к профессиональным участникам рынка ценных бумаг уменьшились на 19%. Наибольшее сокращение жалоб, связанных с санкционными ограничениями, наблюдалось в отношении брокеров (в 3,2 раза) и депозитариев (в 2,5 раза).
Количество жалоб на негосударственные пенсионные фонды выросло на 17,7%. Этот рост обусловлен увеличением претензий, связанных с оформлением договоров долгосрочных сбережений. Однако в абсолютных цифрах таких жалоб немного: 193 обращения на более чем 5,6 миллиона заключенных договоров. При этом количество жалоб, связанных с несогласием с переходом из Социального фонда России в НПФ или между самими НПФ, сократилось на 40,3%.